Всем привет!
В послевоенные годы единственным «народным» автомобилем в СССР был Москвич-400, о котором я писал здесь. Но уже в то время он выглядел архаично, и когда наша промышленность восстановилась после войны, то заработала в полную силу, в частности выпустив принципиально новый автомобиль – Москвич-402. О нем-то и пойдет рассказ в сегодняшней статье.
История нашего героя началась в 1950 г. на Московском заводе малолитражный автомобилей (МЗМА). Внешне он не был похож ни на один автомобиль, выпускавшийся в СССР ранее. Считалось, что Москвич-402 был сугубо советской разработкой, и тем не менее в нем угадывалось много общего с зарубежными автомобилями, что может говорить о том, что наши конструкторы все-таки опирались на западный опыт.
Как бы то ни было, новый автомобиль в 1955 г. прошел испытания и был представлен на ВДНХ, а уже через год с конвейера сошли первые серийные 402е. Их конструкция впитала в себя много нового для советской промышленности: капот стал «аллигаторного» типа, а сзади появился багажник. Спереди также привлекает внимание оригинальная решетка радиатора в виде «бруса» с шаром в центре.
Салон автомобиля тоже получил немало нового. В числе удобств полноценный набор приборов, небольшой бардачок, пепельница, противосолнечные козырьки и радиоприемник. Последнее в те времена устанавливалось далеко не на все «народные» автомобили, и даже считается, что Москвич-402 – первый малолитражный автомобиль, получивший такой элемент комфорта.
И все же был у автомобиля серьезный недостаток – доставшийся от предшественника слабоватый мотор объемом 1,2 л и мощностью 35 л. с. Тем не менее, по характеристикам автомобиль мог разгоняться до 105 км/ч, хотя это нужно было редко: хороших дорог в СССР тогда было мало. Были попытки создать машину под обозначением 406 с более прогрессивным мотором, но проект так и не был реализован.
Москвич-402 продержался на конвейере совсем недолго – до 1958 г., после чего его заменил Москвич-407, о котором я писал здесь. Но несмотря на это, всего было выпущено немного-немало 87 658 таких машин, а сама модель стала родоначальником целого семейства советских автомобилей, среди которых две следующие модели Москвича и культовая ГАЗ-21. Также на базе 402го стали выпускаться универсалы Москвич-423 и внедорожники Москвич-410.
Хотя при появлении на свет Москвич-402 считался передовым, вскоре оказалось, что он появился довольно поздно и успел сильно отстать от западных трендов. Во многом поэтому модель не сумела полностью раскрыть себя, быстро уступив место новой модели. Более поздний Москвич-407 стал гораздо популярнее 402го, так что последний вскоре сошел на нет, и по прошествии лет машины этой модели практически не сохранились в нашей стране. Лишь редким Москвичам повезло: их сохранили для музеев.
Москвич-402 – неоднозначный советский автомобиль, которому тем не менее суждено было запомниться нашим согражданам и стать первенцем в целом семействе машин, которых, несмотря на преклонный возраст, можно встретить даже сегодня. Но и об их родоначальнике не устанут напоминать редкие музейные экземпляры, хорошо восстановленные энтузиастами.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!