Найти в Дзене
Больше Строй

Водород Шрёдингера: Россия может потратить 4 триллиона рублей на технологии, которые есть, но их как бы нет

Оглавление

К 2050 году Россия хочет занять 20% мирового рынка водорода. В планах стать основным экспортёром «зеленого топлива». А недавно в правительстве вновь заговорили о советском мегапроекте: мощная приливная электростанция даст недорогую энергию и позволит производить огромное количество водорода. По сути, речь о создании целой отрасли промышленности. Но так ли хороша революционная идея?

Есть ли смысл? Проект за 4 триллиона рублей.
Есть ли смысл? Проект за 4 триллиона рублей.

Возвращение к советскому мегапроекту

Ранее мы писали о Пенжинской электростанции. Ниже оставим ссылку — можете пройти и почитать. Напомним, что стоимость проекта оценивается в 4 триллиона рублей. Мощность электростанции в 5 раз превысит мощность крупнейшей существующей электростанции мира.

Этот объект инфраструктуры станет основой гигантского промышленного кластера. Завод по производству водорода, построенный рядом с Пенжинской станцией, принесёт стране до триллиона рублей в год.

Охотское море, Пенжинская губа на карте
Охотское море, Пенжинская губа на карте

Выходит, проект окупится уже через несколько лет. А если учесть макроэкономический эффект, идея оказывается еще более привлекательной. Ведь станция и завод — это мощный толчок в развитии Дальнего Востока.

Но есть очевидные риски и проблемы. Поговорим о них

Перевозить сжиженный водород может единственный танкер в мире. Его построила японская компания Kawasaki. Второй корабль для той же цели выпустят в следующем году корейцы. Транспортировка другими способами выходит слишком дорогой и неэффективной.

Японская Kawasaki построила первый в мире LH2 - танкер (предназначен для перевозки сжиженного водорода)
Японская Kawasaki построила первый в мире LH2 - танкер (предназначен для перевозки сжиженного водорода)

На доработку технологий по массовой доставке водорода уйдёт время. Существующие проекты пилотные. И вопросов пока слишком много: когда появятся технологии, во сколько обойдётся перевозка, и наконец, в каком виде будут перевозить водород.

Есть и другие проблемы. Водород летуч и взрывоопасен, он требует хранения при низких температурах. Это, в свою очередь, влечет внушительные расходы. Необходимо искать и внедрять технически сложные решения, причём применить их можно будет не везде.

Технологии, которых как бы нет

В то же время водородные технологии становятся всё популярнее. Их планируют развивать множество компаний из разных стран. Общий объем предполагаемых вложений, по данным Hydrogen Council, до 2030 года составит 500 млрд долларов.

Водородные технологии развиваются
Водородные технологии развиваются

Очевидно, что водород в качестве «зеленого топлива» в перспективе востребован. Сопутствующие проблемы потихоньку будут решаться. Так обычно и происходит с технологиями в других отраслях. Помните, насколько большим и дорогим был поначалу мобильный телефон?

Правда, в ситуации с водородом есть объективно сложные вещи. Ведь его производство зачастую сопряжено с выбросами углерода. Пока технологии улавливания дорогие и развиты слабо. Это значительно тормозит многие проекты.

Пенжинская электростанция: за и против

В случае с производством при Пенжинской электростанции такой проблемы нет. Причем откладывать строительство может быть даже невыгодно: другие технологии дорабатываются и удешевляются. Стоимость водорода к 2035 году, по прогнозам, снизится в 5 раз. Следовательно, с реализацией советского мегапроекта стоит поторопиться.

Подписано соглашение о сотрудничестве в области водородной энергетики
Подписано соглашение о сотрудничестве в области водородной энергетики

Но есть ряд важных вопросов: развитие портовой инфраструктуры, сбыт продукции, хранение, транспортировка и окончательная оценка стоимости. Ответить на них обещали в конце первого полугодия 2022-го. Этим занимается компания «Н2 Чистая энергетика», учрежденная год назад гендиректором «Полюса» Грачёвым.

Как думаете, решение действительно появится? И стоит ли тратить 4 триллиона рублей на проект, если водородных технологий пока как бы нет?

-6
Материал создан при поддержке 76m2

Читайте также:

Амбиции превыше рисков? Зачем Россия построит подводный трансконтинентальный газопровод из Африки в Европу
БольшеСтрой11 мая 2022

#станция #проект #технологии #завод #энергетика #топливо #строительство #экономика #рынок #россия