Написала статью про навыки, которые "здесь есть, здесь нету".
Я это поняла где-то три года назад.
В статье речь идёт о мальчике 12-и лет с диагнозом РАС, который заговорил в 10 лет.
Когда попросила папу Гриши провести урок, надо мне было по делам уйти. Ничего нового я не дала Грише. Всё старое. Но когда смотрела видео урока потом, с недоумением поняла, что Гриша... не может сделать 80% заданий с папой.
Но он их на 100% делал со мной. Вчера...
Папа ничего особого не делал. То же самое, что и я.
Но Гриша не мог. И был истеричнее. И вообще всё было сложно.
15 минут занятия - было сложно.
Папа для Гриши не инопланетянин, которого он видит раз в пятилетку. Нет. Они живут вместе. Отлично друг друга и понимали и понимают на бытовом уровне.
Но вот занятие, 15 минут... Тушите свет.
---
Конечно же я тогда подумала, что папа не старается, что он вообще не педагог. Но я тоже не педагог.
Так почему же со мной Гриша это делает, а с папой - нет?
Не говоря уже о том, что с учителем всё то же самое он был вообще не в состоянии сделать. Даже за стол садился с трудом.
Всё одно и то же. 5 примеров, одно предложение, одна раскраска. Это условно. Что там было, я уже не помню.
Повторюсь.
С мамой - 100%
С папой - 20%.
С учителем - -100%.
В одной и той же комнате, за одним и тем же столом, одно и то же.
Тут, конечно же, особо умные могут написать "А это он вредничал". Да, мои хорошие, вредничал... Если бы. Если бы Гриша был способен вредничать, жизнь была бы другой.
Вернёмся к серьёзному.
Поняв такую странную особенность, я ввела один урок с папой. Специально. Как бы это ни было сложно им обоим (и мне заодно). Но я хотела понять, что это за фигня явление.
И начала ставить эксперименты.
Давала то же самое, давала то, что у Гриши получается очень хорошо, то, что он любит. Давала новое, давала сложно и простое.
И что заметила.
1. Гриша очень легко с папой делал то, что у него очень легко получалось со мной. То есть то, где папа был не нужен))) Гриша с папой делал хорошо. Точно так же хорошо он это делал и один.
2. То что у него со мной получалось, но не очень легко, он с папой не мог. Как бы папа не старался объяснить, помочь. Не понимал, терял самообладание.
3. Что-то новое понять от папы он не мог вообще. Гриша не мог ничему научиться от папы... Как бы папа не пытался объяснить, что значит умножить, разделить, переход через разряд. Гриша словно переставал его понимать.
4. А если его учила я тому, чему пытался научить папа, Гриша понимал. Через время делал хорошо со мной. А потом точно так же хорошо и с папой...
Так же было открыто жутковатое явление... следующего порядка. Гриша мог утратить некий навык на уроке с папой... а папа мог этого легко не заметить. А я, если не просматривала видео занятий, тоже... И потом случайно узнать, что Гриша что-то опять не может.
Пример. Гриша сам полностью рисует рисунок. Простой рисунок. Папа просто сидит рядом.
Но вдруг я дала Грише слишком сложный шаблон, и понадобилась помощь. На тот момент с этим была проблема. Не умел просто просить помощи, рыдал. Сильно рыдал, потом просил. Но как-то, всплакнув, Гриша попросил о помощи в рисовании.
На следующем уроке, столкнувшись с трудностью в рисовании, Гриша сразу попросил папу. Уже не рыдал. Просто СРАЗУ попросил о помощи.
На следующий урок - Гриша попросил папу о помощи, даже не попытавшись сделать самостоятельно...
Просто папа не верно помогла, он ДЕЛАЛ ЗА ГРИШУ, а не направлял его.
Отдельно скажу об этом методе, не писала о нём нигде, кажется.
Очень опасно делать за ребёнка что-то, что он может. Или... помогать на 100%, где у него не получилось. Сейчас не имею ввиду период "рука в руке", когда ребёнок вообще ничего не может.
Но когда, уже делал что-то и делал хорошо. А вдруг его клинит и он отказывается, то я сразу начинаю делать за него всё, но, когда вижу, что успокоился, передаю ему (с танцами и бубнами), но обязательно передаю ему. Ибо знаю, что Гриша оооочень быстро понимает, что так можно, что можно ничего не делать.
Всё это осталось в прошлом. Со мной. Но, наблюдая за Гришей и папой, учительницей, я вижу, что Гриша мгновенно находит лазейки, где можно "сесть на шею", претвориться маленьким, беспомощным и не делать. Но сделать так, что за тебя это сделает другой человек, а ты ему просто улыбнёшься... Вот такая способность... анализировать людей у Гриши проявилась.
С тем, кто с ним строг (по делу) и последователен, он собран и дисциплинирован. А кто "сопли жуёт" - с тем Гриша "малыш", который ни на что не способен.
С нашим педагогом Гриша шёлковый. Через экран смартфона...
Странно всё это, как по мне.
Но вернёмся в прошлое.
Итак.
Тогда с папой Гриша молниеносно понял, что это возможно (не рисовать, не делать упражнение) и попытался это внедрить и со мной (не на ту напал). Только так я об этом узнала. На своём уроке. Не поняла, что это за... что это за новый способ отлынивать от задания, рассказала мужу, и только тут он мне поведал... что вот такая история уже неделю длится. Папа почти полностью рисует за Гришу, потому что Гриша не справляется, я слишком сложные рисунки даю... Мне об этом никто не рассказала. А сам он не понял, что стал участником и даже создателем катастрофы
Я пересмотрела видео их уроков, поняла в чём суть проблемы.
Всё это было пресечено. Но только потому что два "педагога" общались и у нас были видео занятий.
Как всем известно, почти ни один специалист и уж точно в коррекционных школах не записывают занятия и не делятся тем, как проходят уроки...
Поэтому и катастрофы часто предотвратить нельзя... Потому что ни одно начало не выглядит, как начало чего-то ужасного для не знающего на что смотреть человека, педагога, специалиста. Ну подумаешь, мальчик попросил о помощи. Подумаешь, ему помогли. Но, если не знать, что за этим может последовать, то потом будет огромным сюрпризом истерический припадок. А я зуб даю, он будет... И мы, все дружно, скажем, что пришёл откат. Ведь рисовал же ребёнок, да. И много. А тут вдруг перестал. Совсем...
И никто не вспомнит условную "тётю Клаву", которая сердобольно однажды помогла мальчику. Помогла, не подумав, что она вообще делает и зачем. И кто перед ней.
Но это ладно.
Закончим про папу.
Итак, проведя множество экспериментов, я пришла к простейшему выводу: Папа должен быть контрольной группой.
По тому, как с ним Гриша выполняет задания я понимала, усвоил он материал или нет. Не по контрольным работам, которые он делал со мной, а по контрольным, которые он делал с папой.
При этом я периодически давала папе новый материал и смотрела, а Гриша уже может усваивать новое от другого педагога? Нет? "Отлично"...
Переставала давать. Ждала. Потом опять.
И в какой-то момент что-то изменилось и Гриша смог воспринимать новое и от папы.
А потом и от учителя.
Уточню. На мой взгляд, это не было привыкание к педагогам (хотя и оно тоже). Прежде всего, это было общее улучшение ученика. И не в академических знаниях, нет. Улучшение в обработке информации и в концентрации внимания.
Так я себе это понимаю.
Ибо теперь наш педагог на он-лайн занятия приглашает "гостей". И ставит Гришу перед фактом, что вот, познакомься, это Вася, он будет с нами заниматься. Васи обычно - это педагоги, которых консультирует наш педагог. И эти Васи дают Грише задания через экран смартфона (убиться просто) и Гриша ответственно выполняет.
С чего я делаю выводы, что личность учителя перестаёт быть непреодолимым фактором в обучении Гриши. Как это было ещё год назад.
Вот такая история.
Какой вывод можно сделать?
Используйте (если есть возможность) людей из своего окружения. Давайте им простые задания, с которыми ваши дети уже справляются (то, что у них ооочень хорошо получается). И смотрите, на сколько теряется способность их выполнять под контролем другого человека.
Первой группой может быть немножко "обученный человек". Бабушка, папа.
А второй - совсем не обученные (может, у вас есть подруги или не очень близкие, но отзывчивые) люди, не знающие, как именно взаимодействовать с таким ребёнком. И будут вести себя соответственно. Как просто люди, а не педагоги.
По тому, может ли ваш ребёнок работать со второй группой, можно отслеживать его прогресс или, что уж скрывать, регресс.
Но предупреждаю, мы до второй группы добрались только, когда Гриша оооочень улучшился. Иначе это бессмысленно.
И напоминаю, пишу я о сложных детях. Не о тех, что ходят в сад или радостно учатся в школе.
О тех, кто никуда не ходит и с трудом с людьми взаимодействует.
Удачи вам, дорогие мои читатели.