Из всего того, что ежедневно окружало наших предков, больше всего они обожествляли лес, свой кормилец и поилец как несколько тысяч лет назад, так и сейчас. В сакральном смысле лес и составляющие его деревья причислялись к добрым духам-покровителям, от которых зависело многое, если не всё в окружающем людей мире, но было в этой славной деревянной семье одно исключение - осина, издревле именуемая и славянами, и другими народами Европы "чёртовым деревом".
Главной причиной хронической неприязни (если не ненависти) к осине, была, конечно же, её крайняя непрактичность: столярной обработке древесина осины не очень-то и поддавалась - внутри ствола была, как правило, одна гниль, правда, при должном умении осину можно было высушить и использовать в строительстве и столярном деле, но процесс этот был настолько трудоёмок, что осина реально становилась золотой; дрова из осины тоже получались паршивые - одна сажа вместо тепла, да и вела себя осина в лесу странно: дрожала в тихую погоду, даже столетний ствол осины можно было в силу его чрезвычайной гибкости завязать в петлю, осенью её листья не желтели, а краснели, а после уничтожавших всё лесных пожаров осина поднималась быстрее всех и образовывала такие заросли, в которых впору было удавиться. Эти свойства осины не были объяснимы с рациональной точки зрения наших предков, которые обявинили осину в связи с нечистой силой.
Дьявольскую сущность осины подтверждали многочисленные народные поверья и легенды, в которых дошло до того, что осину обвинили в крестных муках Христа, хотя это дерево не растёт и никогда не росло в Палестине. Так, осину никогда не использовали в строительстве, категорически запрещалось держать её рядом с жилыми строениями, если же осину всё же рубили, то оставшийся от неё пень немедленно освящался крестом, ведь в противном случае его могли использовать колдуны в ритуалах чёрной магии, самым распространённым из которых было оборотничество, для чего колдуну надо было вцепиться в неосвящённый осиновый пень зубами и кувыркнуться через голову (существовал также и более простой вариант этого обряда, в котором колдун кувыркался через 3-5 осиновых колышек, вбитых острием вверх). В то же время осина считалась при правильном употреблении и самым надёжным оберегом от колдовства, а также от ходячих покойников (висельников, утопленников, самоубийц и т. п). В погребальных ритуалах осина использовалась по-разному, но главной функцией осины было уничтожение или сдерживание зловредного духа. Для того, чтобы подозрительный покойник не мучил живых, ему в обязательном порядке клали на грудь осиновые крестики, умерших неестественной или преждевременной смертью хоть и хоронили на обычном кладбище, но в изголовье обязательно ставился осиновый крест, а самоубийц в обязательном порядке хоронили вне кладбища с установлением в головах осинового кола, дабы он никогда не вышел наружу, но если же покойник начинал ходить по земле, то разговор с ним был очень короткий: вырытому из земли трупу отрубалась голова, в его сердце забивался осиновый кол, после чего тело сжигали на костре из осиновых поленьев. Подобная участь также ждала колдунов, если их ловили за руку на причинении вреда людям, а с началом церковной реформы патриарха Никона в срубах из осины массово сжигали старообрядцев и сектантов.
Из всего вышеперечисленного можно понять, какую роль отводили наши предки осине в обрядах чёрной магии, но любое действие рождает противодействие и осина - не исключение. Прежде всего осина служила оберегом для домашнего скота - основного мерила богатства и залога жизнедеятельности крестьянской семьи и в этом качестве она использовалась очень широко - купленную скотину в обязательном порядке переводили через осиновое полено, дабы она прижилась в новом доме и принесла ему богатство, для защиты от сглаза и болезней в рога коров вворачивались осиновые колышки и т. д, но самым интересным защитным обрядом с участием осины был осиновый барабан, использовавшийся русскими пастухами. Изготовление подобного музыкального инструмента было сопряженно с многими обрядами: для его изготовления годилась не всякая осина, а та, которая росла в густых зарослях на болоте, за деревом для изготовления барабана шли в новолуние и изготовляли его на месте при свете костра из осиновых поленьев. Правильно изготовленный осиновый барабан обеспечивал надёжную защиту стаду от нечистой силы, кроме того, он являлся хорошим музыкальным инструментом, позволявшим управлять скотиной на расстоянии.
Использовалась осина и в русской народной медицине, причём использование её основывалось на принципах гомеопатии ("лечить подобное подобным"). Так, свойство осины трястись даже во внешне безветренный день (на деле тут нет никакого чуда, просто в силу особого устройства своих листьев осина способна улавливать даже те малейшие потоки воздуха, на которые остальные деревья не реагируют) считалось достаточным основанием для лечения ей лихорадки, а тесная связь её с нечистой силой сама собой создавала ей репутацию эффективного средства против змеиных укусов (в этом наши предки были отчасти правы, уже в наше время в коре осины были обнаружены углеводы и органические кислоты, обладающие сильным антимикробным, антивоспалительным и желчегонным действием, помогая организму бороться с инфекцией и интоксикацией). Так, несмотря на внешне серьёзный прогресс человечества в технике и умственном развитии, память предков вежливо, но неуклонно ставит его на место, наглядно показывая, что и она может дать многое тем, что хочет познать её.