Найти тему
Сибирь на Страницах

Фантастический сибиряк

Писатели - люди довольно необычные, смотрящие на мир часто под неожиданным углом. Они замечают то, на что остальные не обращают внимания, ярче чувствуют мир, острее переживают. Но фантасты даже среди писателей выделяются нестандартными подходами к осмыслению жизни и человека. Попробуйте создать новый мир, объемный и сложный, и вы поймете, как это необычно, сложно и интересно!

Наш сегодняшний герой – Андрей Фролов, фантаст, автор по-настоящему интересных миров. Андрей - уроженец Новосибирска, что добавляет красок в нашу радость от знакомства с его книгами. Родной город часто становится местом действия его фантастических историй. Взявшись писать об Андрее, мы поняли, что лучше него о нем никто рассказать не сможет. Итак, слово фантастическому сибиряку Андрею Фролову:

Писатель-фантаст Андрей Фролов
Писатель-фантаст Андрей Фролов

- Я люблю сочинять фантастические истории. По батюшке Евгеньевич, среди друзей известен под позывным Фролик, так повелось очень давно.

По образованию я бакалавр психологии, однако на практике институтские знания (не считая использования при сочинительстве) применить пока не довелось. Работал журналистом деловой сибирской и федеральной прессы, наполнял контентом сайты, разрабатывал презентации и сценарии. В последние годы тружусь райтером и копирайтером в различных видах СМИ, в том числе электронных.

Родился я в 1978 году в славном граде Новосибирске, образы которого весьма часто использую в своих произведениях. Здесь же окончил школу и получил высшее образование, здесь же живу ныне.

Свой первый рассказ (разумеется — фантастический) написал в шесть лет. Увы, оригинал его, к огорчению историков и культурологов, ныне утрачен...

С младых лет постигал Кларка, Азимова, Брэдбери, одним словом — всё, что печаталось в СССР фантастического и попадалось под руку. Можно сказать, что взращён и мужал на цунами самой разномастной зарубежной фантастики, затопившей страну в 90-х годах (о, эти чудеснейшие переводы!).

Муркок, Толкиен, Меррит, Де Камп, Маккефри, Герберт — все они были частыми гостями нашей семьи, а на книги в желтых суперобложках специально копились деньги. Именно в те годы я впервые познакомился с Кингом и Желязны, которых до сих пор считаю настоящими Мастерами своего дела.

Примечание «Сибири на страницах»

Мы всегда считали, что писатель должен быть начитанным человеком, и Андрей яркое тому подтверждение. Читайте больше, друзья! Читайте сами и прививайте любовь к книгам своим детям, своим друзьям и знакомым.

Дебют писательства «на публику» состоялся в средних классах школы. Началось с рассказов про ниндзя и космических колонизаторов, перетекло в фэнтези и хоррор. Тетрадь, в которой записывались истории, гуляла по классам и возвращалась с оценками, радуя первой обратной связью.

К счастью, большая часть этих творений сохранилась, причем отнюдь не бесполезным грузом — например, в антологии «Русская фантастика 2012» был опубликован рассказ «Тсс...», написанный в 2010 году на «скелете» именно такого школьного произведения.

После школы тетради с историями на какое-то время были заброшены. А вторая волна увлечения сочинительством накатила в несравненные 19 лет. Именно тогда (ах, волшебный текстовый редактор «Лексикон») я в неравной борьбе победил внутреннего лентяя, написав фэнтези-роман объёмом аж в 13 (!) авторских листов. Видимо, так и закрутилось колесо...

Писатель-фантаст Андрей Фролов
Писатель-фантаст Андрей Фролов

Бывает, что меня спрашивают о любимом жанре. Обычно я отвечаю, что это киберпанк, постап или ужастики. Хотя с оглядкой на опубликованные истории вдруг понимаю, что в активе уже несколько рассказов и полноценный роман в жанре хоррор, а ещё роман техно-фэнтези, а ещё несколько фантастических историй для подростков, а ещё стимпанк, и городское фэнтези тоже... и только потом кибер. И всё же, доведись мне выбирать, первое место я всё же отдам навылет пробитому дождями неоновому миру «High tech. Low life».

До того, как мои истории с разной степенью охоты и регулярности начали брать издатели, я получил опыт выпуска (и даже распространения по книжным магазинам) самиздатовских книг. В начале века собственными силами и при поддержке друзей издал «Мытаря» и «Волчьи тропы» — небольшие тиражи, мягкая обложка, потрясающие в своей наивности иллюстрации (всё по законам жанра).

Призами и премиями похвастать особо не могу. В 2005 году на конкурсе фантастического рассказа издательства «Эксмо» занял первое место с хоррор-произведением «И в диком танце закружилась её волос седая прядь». А в 2016 году моя история «Интервенция» победила на конкурсе киберпанк-рассказов «Взломанное будущее», прошедшем в Москве в рамках международной конференции по компьютерной безопасности Positive Hack Days VI.

Когда-то я мысленно оценивал «своего» читателя, пытался представить себе его портрет. Предполагал, что ему от 17 до 35 лет, он увлекается красочной фантастикой, кинематографом и, не исключено, компьютерными играми. Сейчас, вероятно, этот портрет ощутимо богаче. И дело не только в одобрении ряда моих историй читателями старшего поколения, но и в рождении цикла «Город Лифтов».

Как бы то ни было, но я по-прежнему считаю, что добротная фантастическая книга должна быть схожа с ярким динамичным кинофильмом, вызывать массу эмоций и оставлять мешок воспоминаний, и иногда даже требовать перечитки.

Еще одно профессиональное увлечение Андрея Фролова
Еще одно профессиональное увлечение Андрея Фролова

Как вы понимаете, наше неуемное любопытство не позволило нам остановиться на этом, и мы задали Андрею несколько вопросов.

- Легко ли создавать новые миры?

- Не буду оригинальничать: на этот вопрос сложно ответить однозначно. Некоторые создаются будто сами собой, страница открывается за страницей, и картина кажется настолько естественной, словно листаешь фотоальбом-путеводитель. А иногда приходится основательно поскрипеть шестеренками.

Например, появляется одиночный образ – человек, чудовище, обстоятельства чьей-то жизни, целый город или весьма распространенная вспышка «а что, если?». И образ этот до того яркий, что определенно станет не проходным эпизодом, а настоящим стержнем. И вот тут приходится приложить немало усилий, и подчас довольно долго мучить себя вопросами предпосылок, предыстории, мотивов скрытых и явных, и главное – логичности в мелочах и общей картине.

Мне это напоминает вытесывание скульптуры: я вроде как и вижу в глыбе мрамора очертания будущей работы, но нужно крепко постараться, чтобы отсечь все лишнее. Да, а еще не напортачить, ненароком отколов нужное.

- Как рождаются сюжеты и вообще идеи новых произведений?

- Очень по-разному. Можно, конечно, по примеру Кинга начать рассуждать о потаенном озере, куда автор приходит за глотком вдохновения, но я не стану.

Лично в моем случае чтобы ответить на этот вопрос, нужно взять каждый конкретный из почти тридцати романов или такого же количества рассказов, и вспоминать. И способы-причины-предпосылки появления идей-сюжетов-образов каждый раз будут разными.

Часто тащу из снов, которые стараюсь записывать – это может стать фрагментом романа, сценкой, эмоцией или фантастической нелепостью, а может прийти и вполне цельный сюжет (после «обработанный напильником», разумеется), у меня таких историй даже несколько.

Генератором идеи может оказаться что угодно, я не преувеличиваю – песня, поездка на поезде или машине, необычный запах, игра теней, странная шутка или житейские хлопоты.

Иногда (если конкретнее, то перед конкурсами) идеи нужны сию секунду, и тогда их приходится сочинять. Сразу, в тот же момент нащупывать отправную точку и начинать фантазировать, небыстро и подчас мучительно долбить нулевой этап, создавая фундамент будущей истории. Несмотря на то, что я так умею, такой подход не люблю. Все же куда комфортнее, когда сюжеты и картины приходят сами.

- Пишете ли вы книги по какому-то плану или это чистое творчество?

- Сейчас без плана никуда. Раньше он был весьма поверхностным, общим и простым, а при сочинении первых романов (и не то, чтобы прямо горжусь этим обстоятельством) я шпарил вообще без сценарного скелета, референсов и прочего закадрового инструментария. Получалось? Наверное, что-то да получалось, ведь на бумаге я начал публиковаться именно тогда. Но сейчас эти первые романы я могу рекомендовать только самым преданным поклонникам, так сказать, неустрашимым археологам сибирской фантастики.

Нынче же без плана не работаю совсем, даже в формате рассказа. Хотя там, разумеется, рабочих материалов меньше, в малой форме можно даже иногда позволить себе «идти с фонарем через тьму», авось куда в интересное место и выйдешь.

Так что да, все идет по плану. А вот как раз составление его, первые наброски, внезапные озарения и переписывания скелета – это и есть творчество, причем самое первобытное, работа с дикой сырой ментальной массой, где отсутствуют и рамки, и тормоза.

Тут, конечно, тоже нужно не переусердствовать. Например, пометки, референсы, фишки и краткие описания к моей текущей истории составляют больше авторского листа. Да многие топы с АвторТудей меня бы на смех подняли за такую растрату времени и отпечатанных символов.

- Есть ли у вас творческая мечта? Написана ли уже ваша главная книга?

- Мечта была, но я не уверен, что хотел бы ее реализации. Странно звучит, да? В свое время я прямо мечтал об экранизации своих историй. Но чем больше видел экранизаций уважаемых и публикуемых авторов отечественными «киноделами», тем более своей мечты страшился. Так что сильно не уверен сейчас… Разве что если господин Кэмерон снизойдет

Наверное, еще было бы здорово увидеть перевод своей истории на иностранный язык. Сравнить обороты, ритмику текста, объемы и образы, а потом уловить отношение к истории с точки зрения иностранной ментальности: зайдет ли? считается ли? будет ли отклик, сопоставимый с откликом русского читателя?

Про главную книгу… Почти уверен, что не уникален в этом предположении и так считают многие сочинители, но скажу так – когда пишешь новую историю, почти всегда считаешь, что вот она, главная книга в жизни. А потом заканчиваешь, вздыхаешь с чувством выполненного долга, принимаешься за новую историю и понимаешь – предыдущая была разминкой, «настоящая главная» – вот эта!

- Какие у вас писательские планы на ближайший год? Пять лет?

- Я суеверный, так что планами делиться не люблю. А бушующие исторические события, свидетелями и участниками которых нам довелось стать только за последние два года, и вовсе не предполагают загадываний на несколько лет вперед (особенно когда сам написал несколько романов в жанре постапокалипсиса).

Продолжать сочинять. Упаковывать сюрпризную начинку книг в яркие обертки якобы привычных жанров. Экспериментировать, удивлять. Закончить работу над текущим романом на стыке стимпанка, городского фэнтези и альтернативной истории, перейти к следующим в очереди. Участвовать в конкурсах, может даже где-то выигрывать. Укрепляться на АТ, который я выбрал основной площадкой для публикации новых книг. Может быть, снова получить предложение от бумажных издателей… Впрочем, я сейчас даже не планы перечисляю, а те самые мечты из предыдущего вопроса

В общем, как уже и сказал, загадывать не люблю, так что поживем – увидим.

Эти ответы разожгли в нас еще больший интерес к Андрею Фролову и его удивительным мирам. И вывод, который мы сделали из общения с Андреем – быть фантастом непросто, но крайне увлекательно! Одной богатой фантазии здесь явно недостаточно, нужно настоящее трудолюбие и умение структурировать огромные объемы информации, богатая эрудиция и отменное владение литературным языком. У Андрея Фролова все это совершенно точно есть, оттого и книги из-под его пера выходят яркие и увлекательные.

Одну из них мы рады представить вам в «Сибири на страницах»!

Подростковая фантастика Андрея Фролова удивляет созданным миром и персонажами
Подростковая фантастика Андрея Фролова удивляет созданным миром и персонажами

«По следам корркобана»

Что может объединить своевольного чернильного "енота" из параллельной реальности и мальчишку-школьника? Быть может, путешествие в поисках таинственного корркобана? Путешествие, в котором товарищам предстоит столкнуться с гигантскими чудовищами, невероятными существами и посетить удивительные миры. Но героям нужно спешить, потому что на охоту за корркобаном уже вышел хищник в обличии мужчины в строгом белоснежном костюме...

Денис Соболев

Книгу Андрея Фролова можно приобрести на сайте «Сибирь на Страницах» https://siberiaonpages.ru/magazin/product/andrej-frolov-po-sledam-korrkobana