Иконописная школа/ автор: предположительно Ярославские или Московские иконописцы
Местонахождение: частная коллекция
Время создания: 1800-е годы.
Эпизод в Библии: Пс 23:3, Пс 23:4, Пс 23:5, 1 Пет 1:15, 1 Пет 1:16, Ин 15:12
Описание иконы.
Св. Николай Чудотворец (1 Кор.12:28; (ок. 270 – ок. 345 гг.) – самый почитаемый в России святой. Архиепископ малоазийского города Миры Ликийские, участник Первого Вселенского Собора, защитник основных христианских догматов, своим заступничеством за христиан, помощью слабым и нуждающимся он снискал себе славу ещё при жизни. Вскоре после смерти Николай был канонизирован, его мощи находились в Мирах до 1087г., а затем были перевезены в итальянский город Бари, где хранятся и в настоящее время.
Древнейшие данные о святителе содержатся в небольших жизнеописаниях и похвальных словах разных авторов VI-IXвв. В Хв. в Византии было составлено полное житие святого, ставшее известным на Руси и впоследствии, с некоторыми изменениями, легшее в основу жития из Четьих Миней XVIIв., ставшего главным источником знаний русского человека о св. Николае Чудотворце.
В его честь освящено наибольшее количество церковных престолов, после посвящений Христу и Богоматери. Имя Николая в синодальный период было самым распространённым при наречении младенцам. Память св. Николы отмечается 19 декабря и 22 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари). Последнее событие выделено как отдельный праздник только в России. Причём оба никольские торжества до революции считались «неприсутственными», т.е. православные в эти дни официально не работали. Из дней памяти всех святых только Никольские праздники обладали таким статусом. В некоторых приходах по сей день отмечается дополнительно 11 августа, Рождество Николы. Тем самым, он - единственный святой, память которого празднуется целых 3 раза в году. Это позволяет говорить об исключительном значении культа Николы в России, относительно других восточнохристианских стран.
Представленная иконография св. Николая наиболее традиционна. Никола изображён как старец в архиерейском облачении. У него характерная округлая борода и обширные залысины на лбу. Он в архиепископских одеждах – омофоре с крестами, в узорчатом саккосе, белом подризнике с поручами (что видны на благословляющей деснице), Евангелием в левой руке, возложенным на алый плат. В небесных «сегментах» над плечами святого – сцена «Никейского чуда» Это иллюстрация событий Никейского собора 325г., когда, в ходе прений о сущности Божественной природы Христа, святого лишили сана, но в темнице святителю явились Христос и Богоматерь, чтобы собственноручно вернуть несправедливо отобранные Евангелие и омофор, атрибуты епископского служения.
История образа.
Данная иконография известна в станковом искусстве Руси с XIIв. Представленная икона наследует традицицонную композицию практически без изменений. Тип поясного Николы – один из самых устойчивых в русском репертуаре. В рамках устоявшейся композиции возможны некоторые нюансы, наподобие различных типов перстосложения благословляющей руки, расположения омофора, наклона открытого или закрытого Евангелия, положения фигур в сцене Никейского чуда. Как правило, эти детали не столь значительны. Принято считать, что образы с закрытым Евангелием скорее связаны со средой народной и подчёркивают значение Николы в первую очередь как чудотворца и споручника в земных делах, в то же время образы Николы с открытой книгой, акцентирующие те или иные цитаты из Слова Божьего, подчёркивают роль святителя как законоучителя, имеют просветительскую функцию и связаны в основном с учёной средой и аристократическим заказом.
Икона была написана попечением богатого заказчика как личная святыня для домашней моленной. Об этом свидетельствует типичный домашний размер образа, его тонкое исполнение, ориентированное на восприятие с малой дистанции, драгоценный серебряный оклад.
Образ исполнен профессиональным иконописцем в традиционной манере и на высоком уровне. В целом стиль иконы ориентирован на образцы XVIIв. Живопись одеяний с их декоративностью, плоскостностью и графическим великолепием в чём-то сродни «строгановской» иконописи, в то же время письмо ликов, рисунок которых носит также «списочный» средневековый характер, во многом уже заимствует от «живоподобия» конца XVIIв. Это выражено в особо тонких, дымчатых плавях, целиком решённых в светлых тонах, переходящих от очень лёгкого и тёплого оттенка полупрозрачных санкирей к почти чистым белилам высветлений. Такая концепция повышенной светоносности образа, очень актуальная в позднем Средневековье, была переосмыслена художниками раннего класицизма, отказавшимися от резко контрастной палитры барокко, главенствовавшей всё XVIII столетие. Для эпохи 1800-х годов очень характерно построение палитры на резких, ярких, но достаточно холодных тонах, отчего даже небольшой образ смотрится несколько неприступно, монументально. С нежными и воздушными переходами в личном письме контрастирует жёсткий рисунок-каркас, достигающий местами микроскопической волосяной тонкости, в отличие от некоторых золотых разделок – не линейных, а широких, пастозных, по темпераменту и густоте приближающихся скорее к мазку, чем к линии. Подобные приёмы отличали в первую очередь работы художников Москвы и Ярославля раннего XIXв.
Оклад иконы выполнен в стилистике «ампир», с характерными для первой четверти XIXв. геометризованными растительными мотивами из цветов и пальметок. Для декорации иконных убранств этого времени типичны лаконизм и ясность, минимализм и строгость, в противоположность предшествовавшей избыточности барокко. Оклады часто открытые, достаточно скромные, выражено вспомогательного характера, красиво оттеняющие живопись. Они ориентированы на «античный» классицизм, а иконная живопись – на «древнерусский», и это необычное и эффектное сочетание обосабливает иконопись ампирной эпохи, памятнки которой – отдельное и выдающееся явление, одно из красивейших направлений в русском искусстве.
Икона исполнена в Москве или Ярославле в начале XIXв. Представляет историко-культурную и коллекционную ценность.
Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».
другие иконы святителя Николая на нашем сайте: https://ekzeget.ru/mediateka/ikonografia/?search=св.%20Николай%20Чудотворец