Найти в Дзене
Русская Майолика

Женские лица

Изумруд. По одноименной картине А.Муха
Изумруд. По одноименной картине А.Муха

Знаете, что самое сложное в живописи на керамике? Кроме технологических аспектов выгорания цветов.

Лица. Особенно, когда ты перекладываешь на керамику известную работу.

Святая Иустина по Бартоломео Монтанья
Святая Иустина по Бартоломео Монтанья

С известными работами вообще сложно: надо соответствовать, ибо зрителю всегда есть с чем сравнивать и самое страшное, что копиист может сделать — это исполнить кошмарную реплику известной работы.

Но лица это особый случай.

Особенно женские, особенно со старых работ. Сколько я не пыталась скопировать их точно — у меня не получалось. Красивые — да, живые — да, глазами следят — да. Но не такие, как у авторов.

Известно кто. :)
Известно кто. :)

А потом я прочитала интересный материал у искусствоведа Софьи Багдасаровой (Шакко), где она писала о постановочной фотосъемке по известным работам живописцев.

Помните, журнал «Караван Историй» очень любил такие штуки, где наши известные тетеньки наряжались в одежды всяких ботичеллиевских мадонн или других дам с полотен великих живописцев, и их так фотографировали в антураже? Интересно было посмотреть.

Но все это было не то, и рядом не стояло с оригиналами женщин с картин. А Софья объяснила, почему это все выглядит, как дешевый фарс — лица не те.

Иногда, правда, встречались позирующие актрисы и вот у них получалось намного лучше, особенно, если актрисы хорошие.

Обретение Моисея по сэру Лоуренсу Альма-Тадема
Обретение Моисея по сэру Лоуренсу Альма-Тадема

Действительно, у современных женщин другие лица. Дело не в чертах, а в выражении. Феминизм изменил наши лица, прогнал с них испуг и расправил нам плечи. Хорошо это или плохо — вопрос дискуссионный. Но выражение лица женщины ХХI века и женщины XVIII, а тем более, средневековой, очень сильно отличается. Актрисы могут это уловить и сыграть на фотосессии. Другие женщины — как правило, нет.

Русалки по Джону Уильяму Уотерхаусу.
Русалки по Джону Уильяму Уотерхаусу.

И в моих работах та же история. Я человек текущего столетия, поэтому лица моих дам несут оттенок современности. Нет в них отрешенности дофеминистического периода. А способностей скопировать точнее у меня не хватает. 🤷‍♀️

А это тарелочка с портретом вполне современной дамы, которую я написала ей в подарок на юбилей
А это тарелочка с портретом вполне современной дамы, которую я написала ей в подарок на юбилей

Впрочем, это, к счастью, и не требуется. В своих копиях я преследую лишь одну цель — лица моих дам должны быть живыми и характерными. А большего мне и не нужно. 💁🏻‍♀️

Лицо Билибинской Яги по просьбе заказчика было переделано. Получилась печальная пенсионерка, вынужденная скакать с кистенем по лесам, вместо злобной бабки из первоисточника. 🙈
Лицо Билибинской Яги по просьбе заказчика было переделано. Получилась печальная пенсионерка, вынужденная скакать с кистенем по лесам, вместо злобной бабки из первоисточника. 🙈