Елена Горская - про первую поездку к морю, запах цветущего лимона, разрушенную лестницу и живших в ней змей.
Когда мне было 8 лет, в 1956 году, мама с бабушкой первый раз повезли меня на море. Там, в Цихисдзири, под Батуми, жили какие-то очень дальние наши родственники. Какие, с какой стороны, степень родства - все это знала только бабушка.
В их семье было четверо детей, двое совсем взрослые, от первого брака жены, и две девочки почти моего возраста. Дом был роскошный. Каменный, белый, с колоннами, с огромной террасой. Нам отвели большую комнату на первом этаже. При доме был двор и сад с цветущим деревом магнолии. Из сада к морю вела мраморная лестница. Но целыми там остались только несколько первых ступеней, а дальше - провалы, заросли кустов, бамбука, травы. И там водились змей, которые иногда ещё выползали на ступени погреться. Так что на море мы ходили длинной дорогой.
При доме было большое хозяйство: свинья с поросятами, куры, цыплята. Моему восторгу не было предела. Я играла с поросятами, чесала им животики, брала в руки цыплят... Но главное - там был кот. Это был не просто кот, это был кот очень независимый и самостоятельный. Говорили, что он ловил и ел змей (я лично этого не видела). Я его назвала Кизя. Как ни странно, он меня признавал, не хозяйкой, конечно, но кем-то более-менее равным себе. Стоило мне крикнуть:"Кизя!", он сразу появлялся. Кот был какой-то невероятной длины, поэтому сперва появлялась его морда, а через некоторое время и конец хвоста. Кизя разрешал мне себя гладить и кормить. Это было, по утверждению наших хозяев, высшей степенью доверия.
Вечерами бабушка садилась любоваться закатом. Но во дворе росло какое-то дерево, которое ей мешало наслаждаться видами в полной мере. Дерево, из уважения к бабушке, Юра, сын хозяйки, спилил.
А ещё я никогда не забуду аромат цветущих лимонов. Это невозможно передать!
И последнее воспоминание. Берег, куда мы ходили, был совсем пустынный. Как-то раз бабушка стала переодеваться. Мы увидели, что за ней подглядывают двое молодых людей из местных и сказали бабушке, что ей бы следовало куда-то зайти, а не быть на виду. Бабушка гордо ответила, что она спряталась за ветку. И воспитанные люди это бы поняли и смотреть бы не стали, а на невоспитанных она внимания обращать не намерена. Ветка, за которую она "спряталась", была просто прутиком, который торчал из высокого берега. Но такова была моя бабушка и сила её убежденности в своей правоте. #елена горская