Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Если бы не заговор против Медичи, может быть, и не восторгались мы Микеланджело в Сикстинской капелле

Открываю книгу «Лисы и львы. Тайны династии Медичи», а там, в самом начале большая иллюстрация. Вот эта:

Да, «Страшный суд» из той самой Сикстинской капеллы. Микеланджело, собственной персоной. Можно восторгаться уже по иллюстрациям, а уж кто видел в реальности, тем более. Но сейчас не о несомненных художественных достоинствах этой фрески на алтарной стене. И даже не о том, какую бурю эмоций от восторгов до проклятий она вызвала в свое время. А о том, что эта фреска могла вообще не появиться.

Ведь саму Сикстинскую капеллу построили при папе Сиксте IV. И расписали ее тогда же. Правда, потолок вскоре доверили переоформить Микеланджело. Но на стене за алтарем фреска уже была, ее еще при Сиксте IV создал Перуджино.

Папа Сикст IV назначает Бартоломео Платину префектом Ватиканской библиотеки
Папа Сикст IV назначает Бартоломео Платину префектом Ватиканской библиотеки

И вот в 1533 году совсем другой римский папа – Климент VII пригласил Микеланджело, который четверть века тому назад расписал потолок капеллы, чтобы он сбил фрески Перуджино и оформил стену за алтарем своими фресками.

Почему?

Папа Климент VII
Папа Климент VII

Можно искать разные причины. И потому что Клименту VII хотелось войти в историю как и его папам-предшественникам. И потому что хотелось создать определенную композицию фресок в оформлении капеллы. Но была и очень важная личная причина, которая видимо сыграла определяющую роль.

Дело в том, что на первоначальной фреске был изображен коленопреклоненный папа Сикст IV. А у Климента VII имелись огромные причины не любить этого понтифика. Дело в том, что Сикст активно поддерживал заговор Пацци против Медичи во Флоренции. Напомню, что целью заговора был глава семейства Медичи Лоренцо Великолепный. Заговорщики собирались его убить.

-4

Но так уж получилось, что покушение на Лоренцо не удалось, он уцелел в схватке с заговорщиками. Зато не повезло его брату Джулиану Медичи, в которого напавшие успели воткнуть свои ножи не менее 19 раз. С заговорщиками расправились, но выяснилось, что ниточки заговора тянутся в том числе и к римскому папе.

Ну а причем тут фреска на стене Сикстинской капеллы, скажете вы? Чем она Климента VII не устроила?!

А при том, что Климент VII до того, как пошел по церковной стезе, делать духовную карьеру, в миру был Джулио Медичи. И его отцом был тот самый Джулиано, сложивший свою голову в результате заговора Пацци. Причем Джулио своего отца не увидел, так как Фьоретта Горини, беременная любовница Джулиано Медичи, родила сына через месяц после боя в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. И семейству Медичи потом пришлось много потрудиться, чтобы сына Джулиано признали законным.

Само собой, Климента VII совершенно не устраивало, что на стене капеллы, в которой он проводит службы, имеется изображение его ЛИЧНОГО, хоть и давно покойного врага.

Ирония судьбы заключается в том, что Климент VII затеявший всю эту эпопею с фреской, в итоге не увидел даже начала работы над ней. Потому что отправился на небеса через несколько дней после того, как Микеланджело приехал в Рим, чтобы начать работу. И Микеланджело даже собирался уехать, так как решил, что новому папе новая фреска будет не нужна.

Но последний папа Ренессанса Павел III решил, что идея правильная – пусть Микеланджело работает.

Так и появился тот самый «Страшный суд». Последняя фреска эпохи Ренессанса.

-----------

Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, подписавшись на канал.