В сохранившихся древних текстах нет никаких сведений о пощечине Арию и заключении в тюрьму святого Николая, но мы то знаем эту историю. Как же так?
Факты - вещь упрямая. Про тюремное заключение святого мы знаем только из историй не ранее ХI в., а о наказании опалением бороды повествуется только в одной поздней рукописи XVI в. Бороду опаляли за рукоприкладство в присутствии императора, могли ещё и руку отсечь.
Автор истории про драку святого с еретиком - инок Студийского монастыря Иоанн. На него и ссылается святитель Димитрий Ростовский в нашем житии святителя Николая Чудотворца. Вероятно, перепутано имя Студийского инока Иоанна с иноком Дамаскином, составивший XVI в. житие святителя Николая на новогреческом языке. Вот так эта история с дракой получила широкое распространение на всём христианском Востоке.
Правдоподобность этой истории прибавляют картины в храме святого Николая в Бари, где почивают его святые мощи.
Картины были написаны Карлом Роза в 1661-1673 гг. На картинах изображен святой Николай, объясняющий догмат о Троице в присутствии императора Константина на Соборе, а также сцены пощечины еретику Арию, заточение святого и опаление воинами его бороды, возвращения Самим Христом и Богородицей митры и омофора святителю и его освобождения из темницы. Представьте, какое впечатление это производило на паломников.
Повторюсь, все эти истории имеют позднейшее происхождение, что никак не умаляет святости Мирликийского Чудотворца.
Источник: «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. С. 9-68.
#святой николай #николай чудотворец #бари #миры ликийские #жития святых #святые #православие #христианство