Найти тему
StopGame - Об играх интересно

Эмуляторы: как появились, зачем нужны и насколько легальны, часть 2

Оглавление

Итак, в тяжбах с разработчиками эмуляторов платформодержатели уровня Sony одержали пиррову победу: вроде и права свои защитили, и закрыли неугодные фирмы, а поди ж ты — мешающих им спокойно спать энтузиастов стало ещё больше. Теперь пора поговорить о том, к чему всё пришло.

Как грибы после дождя

Эмуляторы выбрались из подполья и обосновались на всех платформах. Nintendo Switch? Онлайн-сервис для запуска старых игр. PlayStation 4? Совсем недавно хакеры выяснили, что все ремастеры игр с PSP и PS2 — лишь программа, умеющая на лету менять текстуры. Xbox? Естественно, обратная совместимость делается с помощью имитации предыдущих поколений консолей. А первой консолью, продемонстрировавшей подобную технологию, стала PlayStation 2. Ответственным за разработку эмулятора под названием SPU PS1 поставили инженера по имени Тецуя Иида и ещё несколько человек из его команды. Конкретно он занимался программированием графического процессора и звукового чипа PS1. Он же показал результаты своего труда на Токийском международном форуме, где играл в Crash Bandicoot: Warped по обратной совместимости.

Демонстрация прошла без проблем и впечатлила аудиторию. А загвоздки вполне могли появиться, ведь обратная совместимость на тот момент была далеко не идеальной — на «Крэша» выбор пал только из-за того, что работал он стабильнее остальных игр, и мог намертво зависнуть, если бандикут перестанет двигаться. К старту продаж консоли эмулятор допилили, он оказался очень хорошим, а список совместимых проектов стал поистине огромным. Потому Sony смогла продавать игры для PlayStation 1 ещё какое-то время после прекращения производства самой консоли.

Но игровым наследием, приносящим деньги, обладала не только Sony. Nintendo, например, могла похвастать ещё большей библиотекой ретро. Желающих поиграть во что-нибудь старенькое всегда было много, а потому компания создала сервис Virtual Console для разных семейств своих устройств, начиная с Wii и заканчивая Wii U. На последней, кстати, он жив до сих пор, а игры спокойно продаются в eShop. Со временем туда добавляли новые платформы — одной из последних стала DS. Оказалось, что консоль с огромным странным геймпадом идеально подходит для имитации сенсорной портативки. Естественно, программы далеко не идеальны, а поддержка там выборочная.

В наше время вообще стало нормальным продавать так называемые ремастеры старых игр. То, что зачастую это не порты, а просто версии с предыдущих консолей, мы узнаём не от самих компаний, а от хакеров или пиратов. Так произошло со сборником Super Mario 3D All-Stars, оказавшимся по сути эмуляторами трёх платформ с играми, самой интересной из которых стала Super Mario Galaxy. Работает она по принципу обратной совместимости PlayStation 4. Основной код выполняется программно, тогда как текстуры и звук уже берутся извне, благодаря чему железо получает меньше нагрузки при стабильном фреймрейте и разрешении Full HD.

-2

Правда, иногда даже у крупных компаний возникают казусы. Эмулятор Nintendo 64, включённый в платную подписку, откровенно плох, не умеет отображать некоторые эффекты, да ещё и может притормаживать. Скорее всего, проблемы решатся будущими апдейтами, но можно было бы и задержать релиз, чтобы довести всё до ума. Даже бесплатный фанатский project64 воспроизводит многие игры с консоли практически идеально. Хотя и тут всё ещё есть проблемы с имитацией самой консоли из-за её сложной архитектуры. Ну и Xbox. Консоли Microsoft всегда поддерживали обратную совместимость. Разве что в Original её не было. В One и Series, правда, от оригинального бокса решили практически отказаться, сделав упор на библиотеку 360-го. Боги кодинга настраивают эмулятор для каждой выпускаемой игры, а издатели предоставляют новые паки текстур повышенного разрешения, на лету меняющиеся во время игры. Это, наверное, можно назвать примером идеальной обратной совместимости. Действительно, зачем делать дорогостоящий ремастер или переносить игру на новый движок, когда впечатляющих результатов можно добиться и программным способом?

Кстати, забавно, что иногда даже крупные издатели пользуются разработками с открытым исходным кодом, а не своими собственными. Такое произошло с печально известной PS Classic, где программисты решили пойти по пути наименьшего сопротивления и просто запихали в железку популярнейший эмулятор PCSX. Только его забыли нормально оптимизировать, да ещё и добавили игр с разных регионов, из-за чего некоторые работали медленнее. В серии приставок Nintendo Classic Mini тоже используется какой-то открытый код. Но какой именно, пока неизвестно, ибо им может быть что угодно — от самой программы, до Linux-ядра или вообще какого-нибудь драйвера контроллера. Тут интереснее другое: все игры — скачанные из интернета ромы, созданные энтузиастами.

-3

Кстати, единственной на данный момент компанией, всё ещё ведущей войну, осталась именно большая N. Периодически мы видимо новости, что она подала в суд на одних, отправила предупреждение вторым, закрыла третьих. Это уже партизанская война с быстрыми диверсиями, а не полноценные боевые действия. Факт остаётся фактом: в Nintendo очень не любят, когда даже старые игры компании распространяет кто-то, кроме неё самой. В своё время она даже умудрилась прикрыть один из эмуляторов Game Boy Advance для iOS за нарушение авторских прав.

Рубимся в классику

Хотелось бы спросить у потомков: ну как вы там, уже играете по обратной совместимости на PlayStation 5 в игры с PlayStation 3? Если да, это тоже эмуляция. Ведь архитектура у консолей разная, то есть просто запустить игру с консоли позапрошлого поколения не выйдет. Да и приставки того времени всё еще имитируются плохо. Исключения составляют разве что GameCube и Wii. С ними практически идеально справляется Dolphin. Да, он один умеет воспроизводить игры с обеих консолей и является примером идеального эмулятора с прекрасно написанным открытым исходным кодом, благодаря чему его портировали на множество современных платформ, включая мобильные.

Dolphin имеет очень гибкие настройки обеих консолей, поддержку шейдеров, сторонних паков текстур и оригинальных контроллеров, включая даже Wii Remote. Серия игр Metroid Prime вообще получила отдельный дистрибутив, названный Prime Hack, включающий поддержку клавиатуры с мышью.

-4

Но из седьмого поколения консолей Wii — пока что единственная, эмулирующаяся идеально. С PlayStation 3 и Xbox 360 дела обстоят более плачевно. Во-первых, эмуляторам Xenia и RPCS3 нужны очень неплохие мощности. Чем круче процессор, тем лучше результат. Во-вторых, оба они ещё на стадии ранней разработки. Xenia вообще на какое-то время забросили, и только недавно проект восстал из пепла. Да так, что на нём умудрились почти идеально запустить Red Dead Redemption. Свою роль сыграла ещё настройка под определённую игру, но всё же это огромный прогресс для всей сцены. На очень хорошей конфигурации игру можно пройти вообще без каких-либо проблем, и даже забыть, что запущена она не на оригинальной консоли, а на компьютере. Да, Xenia понадобилось чуть меньше 10 лет, чтобы научиться запускать что-то серьёзнее игр из Xbox Live Arcade, но тут стоит учитывать, что разработка ведётся исключительно на энтузиазме.

Умирал эмулятор из-за того, что его создатель Бен Ваник потерял интерес к своему творению. Но когда в 2018-м году один из участников сообщества под ником Triang3l полностью переписал программную часть, отвечающую за графический процессор и распределение памяти, проект снова ожил, а игры начали работать аж в три раза быстрее. В наше время Xenia всё еще развивается. И хотя список совместимых игр пока мал — всего 18% поддерживаемых проектов, — прогресс налицо. Появись Triang3l пораньше, мы сейчас, возможно, уже без проблем играли бы в ту же RDR в 60 fps.

-5

К сожалению, история уже показала, что любителям поиграть в консольные игры на ПК с нормальным разрешением ждать приходится целыми десятилетиями. Идеальный тому пример — PCSX 2, появившийся ещё в 2002 году. Он абсолютно прекрасный, но до сих пор требует тонкой настройки некоторых игр, несмотря на совместимость в 98%. А ведь существует ещё и эмулятор оригинальной Xbox. Вы не знали? Действительно, что может быть сложного в имитации компа с процессором Pentium III? Оказывается, может. Проект Xemu развивается до сих пор — и в большинстве игр выдаёт удовлетворительный результат, так что некоторые можно без проблем пройти. Даже Ninja Gaiden или Soul Calibur 2. Но почти все они пока ещё сопровождаются периодическим падением фреймрейта или графическими глюками.

С RPCS3 ситуация более позитивная. Эмулятор очень активно развивается и имеет почти 3000$ на Patreon ежемесячно. Не проходит и пары дней, чтобы он не получил какой-нибудь микро-апдейт. Список совместимости здесь уже намного выше, чем у Xenia, да и многие игры действительно работают неплохо. Но надеяться на то, что вы сможете нормально поиграть The Last of Us на ПК в ближайшее время пока не стоит. Создатели основной своей целью выбрали именно сохранение игровой истории, ведь в седьмом поколении мы получили кучу игр, вышедших только в цифровом формате, и когда PSN для консоли наконец будет закрыт, все они просто исчезнут, а разработчики хотят дать людям возможность прикоснуться к тем проектам, которым суждено кануть в Лету.

-6

Единственной идеально эмулирующейся консолью 8-го поколения оказалась Wii U. Программа развивалась медленно, пока в 2017-м году не вышла The Legend of Zelda: Breath of the Wild и не взорвала мировые чарты. Люди начали активно подписываться на Patreon-страницу проекта Cemu, и разработчики даже внезапно для себя начали получать 2000$ в месяц, что мотивировало их ускорить темпы. Буквально через месяц вышла новая версия программы, запускающая новую часть «Зельды» практически идеально. Со временем программа получила поддержку различных паков графики, твиков и модов. Ну и о совместимости никто не забыл. Многие игры заработали идеально и стали полностью проходимы, да ещё и получили фанатские паки текстур и анлок 60 кадров в секунду. Эта ситуация сейчас почти 1 в 1 повторяется с эмуляторами Nintendo Switch Yuzu и Ryujinx, производительность которых заметно подстегнул выход Metroid Dread.

Стоит, наверное, пару слов сказать и о портативках. Если вы думаете, что раз они карманные, то и запускать игры с них просто? А вот и нет. Конечно, все Game Boy, DS, Sega GameGear и Nomad эмулируются идеально. А вот с 3DS и PSP всё еще есть проблемы. Программы Citra и PPSSPP неплохо справляются со своими задачами, но первая для нормального разрешения требует очень хорошую конфигурация компьютера, а у второй иногда появляются глюки. Проблема вполне решаема с помощью настроек и плагинов, тем не менее идеальной эмуляцией тут пока даже не пахнет.

Вот мы и пробежались по основным историческим моментам этой темы. Пишите в комментариях, как вы относитесь к эмуляции, считаете ли её рассадником пиратства или, наоборот, единственной надеждой сохранить наследие игровой индустрии.