Шер (наст. Шерилин Саркисян) - американская певица, актриса и телеведущая. Ее называют «богиней поп-музыки» и считают олицетворением женской автономии в индустрии, где доминировали мужчины. Шер известна отличительным вокалом контральто и своей карьерой, длительностью в шестьдесят лет.
Шерилин Саркисян родилась в Эль-Сентро, Калифорния, 20 мая 1946 года. Ее мать Джеки Джин Крауч и отец (армянского происхождения) Джон Саркисян развелись, когда маленькой Шер было всего 10 месяцев. Джеки переехала с дочерью в Лос Анджелес, сменила имя на Джорджию Холт и стала пробоваться на второстепенные роли в телевидение и кино. Она выходила замуж и переезжала в другие крупные города Америки еще несколько раз. Джорджия и ее дочь находились на грани бедности: некоторое время Шер даже приходилось жить в приюте.
Когда Шер училась в пятом классе, она поставила спектакль из мюзикла «Оклахома!» для своего класса. Она также организовала группу девушек, которые ставили на разных школьных мероприятиях танцевальные номера. Мальчики не хотели в этом участвовать, но не беда - все мужские роли в песнях и спектаклях Шер исполняла сама. И это выглядело весьма убедительно, особенно за счет того, что к девяти годам у нее развился необычайно низкий голос.
Образцом для подражания для девушки стала Одри Хепберн после своей легендарной роли в "Завтраке у Тиффани". Она хотела стать знаменитой с детства, но чувствовала себя непривлекательной и бесталанной. В 1961 году ее мать успешно вышла за банковского менеджера Гилберта Лапьере, который удочерил Шер и устроил ее в престижную школу. Ее одноклассница вспоминала:
«Я никогда не забуду тот момент, когда я увидела Шер в первый раз. Она была такой особенной ... Она была похожа на звезду ... Она сказала, что станет кинозвездой, и мы знали, что так и будет».
В 16 лет Шер бросила школу, покинула дом своей матери и переехала в Лос-Анджелес с другом. Она брала уроки актерского мастерства и работала, танцуя в небольших клубах на Сансет Стрип в Голливуде, чтобы быть поближе к артистам, менеджерам и агентам. Шер познакомилась с исполнителем Сонни Боно в ноябре 1962 года, когда он работал на продюсера Фила Спектора, и довольно скоро согласилась переехать к нему. Сонни познакомил Шер со Спектром, который стал использовать ее в качестве бэк-вокалистки на многих записях.
Спектор также спродюсировал ее первый сингл «Ringo, I Love You», который Шер записала под именем Бонни Джо Мейсон. Песня была отвергнута многими радиостанциями, поскольку они решили, что это мужчина-гомосексуалист поет песню о любви, посвященную барабанщику Beatles Ринго Старру. Хотя Боно хотел, чтобы Шер стала сольным исполнителем, та не могла побороть страх выступать одной и соглашалась петь только вместе с ним. Позже она говорила, что "пела людям через него". В конце 1964 года они образовали дуэт под названием Caesar & Cleo, выпустив синглы, не ставшие популярными «Do You Wanna Dance?», «Love Is Strange» и «Let the Good Times Roll».
В начале 1965 года Цезарь и Клео переименовали себя Sonny & Cher. После записи "I Got You Babe" они отправились в Англию в июле 1965 года по совету Rolling Stones; Шер вспоминала: «[они] сказали нам ... что американцы просто не понимают нас и, что, если мы хотим добиться успеха, нам нужно поехать в Англию». "I Got You Babe" занял первое место в чарте Billboard Hot 100 и стал, по словам Брюса Эдера из AllMusic, "одним из самых продаваемых и самых любимых поп/рок-хитов середины 60-х".
Когда песня выбила Beatles с вершины британских чартов, английские подростки начали подражать стилю Сонни и Шер, например начали носить брюки-клеш, брюки в полоску, рубашки с рюшами и молниями и меховые жилеты. Этой модой заразили и молодых американок: по приезду Шер на родину многие девушки в Америке начали красить волосы в черный, выпрямлять их, надевали клеш и жилеты. Новоиспеченная звезда, к слову, воспользовалась этим и разработала свою линию одежды.
Первый альбом Боно и Шер "Look at Us" провел восемь недель на втором месте Billboard 200, после битловского Help!. Их материал стал популярным, и дуэт успешно конкурировал с доминирующими звуками British Invasion и Motown того времени. В какой-то момент у них было пять песен в топ-50 одновременно, что до этого удавалось только The Beatles и Элвису Пресли.
Чуть позже Шер стала уделять больше времени сольному материалу. В 1966 вышел ее альбом Sonny Side of Chér с легендарным хитом "Bang Bang (My Baby Shot Me Down)", ставшим ее первым сольным синглом, разошедшимся миллионным тиражом. В том же году вышел и альбом "Chér".
К концу 1960-х музыка Сонни и Шер перестала попадать в чарты. Как утверждалось, «тяжелый, громкий звук таких групп, как Jefferson Airplane и Cream сделал фолк-рок музыку Сонни и Шер слишком мягкой». Шер позже говорила:
«Мне понравилось новое звучание Led Zeppelin, Эрика Клэптона, групп, играющих на электрогитаре. Если бы я была сама по себе, я бы изменилась со временем, потому что музыка меня действительно заводила. Но [Сонни] это не нравилось - вот и все».
Их моногамный образ жизни в период сексуальной революции и их позиция против наркотиков, которую они заняли на пике наркокультуры, стали причиной потери популярности среди американской молодежи. Следующий альбом Шер "Backstage" 1968 года, в котором она пробует различные музыкальные жанры, включая бразильский джаз и антивоенные протесты, не имел успеха.
Дуэт потратил 500 000 долларов и заложил свой дом, чтобы снять фильм «Целомудрие» 1969 года. Продуманный и снятый Сонни, который не появлялся в нем, фильм рассказывает историю молодой женщины (которую играет Шер) в поисках смысла жизни. Художественный фильм потерпел неудачу с коммерческой точки зрения, в результате чего пара задолжала 190 000 долларов по неуплате налогов. Однако некоторые критики отметили, что в нем Шер проявляла признаки актерского потенциала.
В начале 70-х Сонни и Шер предложили вести собственную телевизионную программу. В течение трех лет сериал «Sonny & Cher Comedy Hour» еженедельно смотрели более 30 миллионов зрителей. Его хвалили за комедийность: невозмутимая Шер высмеивала Сонни по поводу его внешности и невысокого роста. По словам продюсера, они «источали ауру тепла, игривости и заботы, которая только усиливала их привлекательность».
Шер оттачивала свои актерские способности в комедийных скетчах, а ее одежда влияла на модные тенденции тех лет. В 1972 году Шер, под управлением Снаффа Гарретта, выпустила набор из баллад Foxy Lady, демонстрирующий эволюцию ее вокальных способностей. В 1974 году Шер выпустила песню «Dark Lady» в качестве ведущего сингла одноименного альбома, он занял первое место в Billboard Hot 100. Между 1971 и 1973 годами карьера Сонни и Шер была возрождена четырьмя альбомами, выпущенными под лейблами Kapp Records и MCA Records: Sonny & Cher Live (1971), All I Ever Need Is You (1972), Mama Was a Rock and Roll Singer, Papa Used to Write All Her Songs (1973) и Live in Las Vegas Vol. 2 (1973).
Звездная пара развелась в 1975, их сын Чез остался с Шер. Несмотря на усилия Шер расширить свой музыкальный диапазон, слушая таких артистов, как Стиви Уандер, Элтон Джон, Джеймс Тейлор, Карли Саймон, Джони Митчелл и Боб Дилан получившийся альбом Stars оказался коммерчески и критически неудачным. Критики писали:
«Шер - это не рок-н-роллер ... Имидж, не музыка - главный ингредиент Шер - Боно как на пластинках, так и на телевидении».
16 февраля 1975 года наша героиня вернулась на телевидение с сольным шоу «Шер», которое сразу получило высокие оценки и внимание Флипа Уилсона, Элтона Джона и Бетт Мидлер. В нем Шер пела, выступала с монологами и комедийными номерами, а также продолжала всех удивлять своими нарядами. Таймс писали:
«Сонни без Шер был катастрофой. С другой стороны, Шер без Сонни стала лучшим, что случалось с еженедельным телевидением в этом сезоне».
Через четыре дня после развода с Сонни, Шер вышла замуж за рок-музыканта Грегга Оллмана. Через девять дней она подала на развод из-за его проблем с героином и алкоголем, но они помирились в течение месяца. У них родился сын Элайджа Блю 10 июля 1976 года. В том же году Сонни и Шер снова запустили общее телешоу, которое в самом начале имело успех в рейтингах. Однако шутки разведенной пары и положение Шер с ее экстравагантным образом жизни и сложными отношениями с мужем вызывали негативную реакцию у публики и шоу вскоре закрылось. Следующие альбомы Шер I'd Rather Believe in You (1976) и Cherished (1977) не были успешными. Журналы писали:
«Еженедельный телесериал ... это катастрофа для записывающегося исполнителя ... Регулярное выступление на телевидении дает людям возможность увидеть и услышать этих исполнителей, не покупая их пластинки ... Что и случилось с Шер».
Она записала вместе с Оллманом дуэтный альбом Two the Hard Way, с выпуском которого закончились их отношения. Начиная с 1978 года у нее был двухлетний роман с участником группы Kiss Джином Симмонсом.
Мать-одиночка с двумя детьми, Шер поняла, что ей нужно сделать выбор в направлении своей карьеры. Решив временно отказаться от своего желания быть рок-певицей, она подписала контракт с Casablanca Records и выпустила сингл «Take Me Home» с одноименным альбомом в популярном тогда стиле диско. И альбом и сингл сразу стали успешными, оставались бестселлерами более половины 1979 года.
Этот успех вдохновил Шер и она начала перемещять свой курс на желанный рок, выпустив в этом жанре альбом Prisoner (1979). Это было фатальной ошибкой на фоне всеобщего увлечения танцевальным жанром: альбом никто не слушал. Но певица продолжала бороться с системой и создала рок-группу Black Rose, обстригла свои фирменные длинные волосы в панковской манере и вырвалась на телевидение. Но чуда не произошло, "черная роза" не смогла набрать аудиторию, чтобы отправиться в тур.
Во время активного периода "Black Rose" Шер одновременно выступала в резиденции в Caesars Palace в Лас-Вегасе, зарабатывая 300 000 долларов в неделю. В 1981 году группа распалась, а певица решила поработать с музыкантом Meat Loaf. Получился успешный сингл «Dead Ringer for Love», а музыкантов назвали «одним из наиболее вдохновляющих рок-дуэтов 1980-х годов».
Из-за снижения продаж альбомов и отсутствия коммерчески успешных синглов Шер решила продолжить свою актерскую карьеру. Она сыграла девушку, влюбленную в Мерил Стрип, в фильме "Silkwood" 1983 года. Она вспоминает, как присутствовала на просмотре фильма, во время которого зрители смеялись, когда увидели ее имя в титрах. Однако за эту роль Шер была номинирована на премию Американской киноакадемии и получила «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана в кино.
В 1985 году Шер основала кинокомпанию Isis. Ее следующий фильм "Mask "достиг второй позиции по кассовым сборам и стал первым критическим и коммерческим успехом Шер как ведущей актрисы. Она получила премию Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль.
В 1987 году она вернулась на телевидение и исполнила с Сонни «I Got You Babe», как оказалось, в последний раз. В 1987 году Шер снялась в трех фильмах и к 1988 году стала одной из самых прибыльных актрис десятилетия, получая до 1 миллиона долларов за фильм. В то же время она решила возродить свою музыкальную карьеру и выпустила удачный рок-н-ролльный альбом "Cher".
К концу 1980-х годов Шер также привлекала внимание своим противоречивым образом жизни, включая пластические операции, татуировки, эксгибиционизм в одежде и романы с молодыми мужчинами. Она встречалась с актерами Вэлом Килмером, Эриком Штольцем и Томом Крузом, хоккеистом Роном Дюге, кинопродюсером Джошем Доненом, гитаристом Bon Jovi Ричи Самборой и Робом Камиллетти - пекарем бубликов на 18 лет моложе ее.
19-й студийный альбом Шер Heart of Stone (1989) был сертифицирован RIAA трижды платиновым. В 1990 году певица сняла фильм "Русалки", посвященный непростой истории жизни ее матери, о женщине, которая переезжает с двумя дочерьми из города в город в конце любовного романа. В 1991 она выпустила альбом Love Hurts и отправилась в тур. Но вскоре об активной карьерной деятельности пришлось забыть, так как артистка заразилась вирусом Эпштейна-Барра и у нее развился синдром хронической усталости. Она была сильно истощена, поэтому зарабатывать могла только благодаря небольшим рекламным проектам. Однако это оказалось ее золотой жилкой - на рекламе она заработала порядка 10 миллионов долларов.
«Внезапно я стала королевой рекламного ролика, и мне даже в голову не приходило, что люди сосредоточатся на этом и лишат меня всего остального».
В середине 90х Шер стала "оживать" и начала играть эпизодические роли в фильмах. В 1995 году она подписала контракт с лейблом Warner Music UK WEA и выпустила альбом It's a Man's World, который состоял из кавер-версий мужских песен с женской точки зрения, который, в целом, оказался успешным. Она также дебютировала в качестве режиссера с отрывком из антологии, посвященной абортам, «Если бы эти стены могли говорить» (1996), где она сыграла доктора, убитого фанатиком, выступающим против абортов.
В 1998 году ее сокрушила внезапная новость о смерти Сонни Боно в результате несчастного случая во время спуска на лыжах. Она написала автобиографию "Впервые", перечисляя событие за событием в ее ранней жизни и в их с Сонни карьере. 22-й студийный альбом Шер Believe (1998) стал для нее поворотным моментом и вернул ей былую огромную популярность на музыкальном поприще. За него она получила Грэмми, а тур стал одним из самых масштабных в истории ее карьеры.
В 2001 году она уверенно поддержала успех Believe новым альбомом Living Proof. Прощальный тур Шер, состоявший из 326 концертов, завершился в 2005 году и стал одним из самых прибыльных концертных туров за все время: его посетили более 3,5 миллионов поклонников и было собрано 250 миллионов долларов. После трех лет отдыха в 2008 году она возобновила свою постоянную работу в Caesars Palace, Лас-Вегас, и за три года заработала 60 миллионов долларов.
Следующий ее альбом Closer to the Truth вышел в 2013 году и подтвердил ее умение делать качественный материал. Шер отправилась в тур, но его пришлось прервать из-за ее проблем с почками. Она также дала несколько благотворительных концертов и сотрудничала с другими поп-звёздами в те годы.
В 2018 году Шер вернулась в кино для съемок романтической музыкальной комедии Mamma Mia! Here We Go Again. Она играет Руби Шеридан, бабушку Софи (которую играет Аманда Сейфрид) и мать Донны (которую играет Мерил Стрип). Шер записала две песни ABBA для саундтрека к фильму: «Fernando» и «Super Trouper ». Бьорн Ульвеус из ABBA заявил, что: «Она сделала «Fernando» своей. Теперь это ее песня».
Продвигая Mamma Mia! Here We Go Again, Шер подтвердила, что работает над альбомом, который будет включать кавер-версии песен ABBA. Альбом Dancing Queen был выпущен 28 сентября 2018 года. Rolling Stone писали:
«72-летняя певица заставляет песни ABBA не только звучать так, как будто они были написаны именно дня нее, но и так, как будто они твердо вышли в 2018 году».
Скорее всего, непревзойдённая в своей неуспокоенности Шер еще не раз явит себя и блеснет в топе чартов, или станет создателем культового фильма. Работы Шер - это искусство по определению, это то, в чем ее душа, уникальная и безудержно красивая. Гори, наша дорогая звезда, наша Легенда.