Найти тему
Валерий Грачиков

Этих летчиков встретили криками «Ура». И вы бы тоже так, наверное, поступили

История арктических конвоев, в том числе и провального PQ-17, это, как ни странно, во многом рассказ о настоящих мужчинах с нервами из стальных канатов. Потому что да, ошибка командования, да переоценка и неправильная оценка планов и действий врага, да сложная ситуация, которая привела к разгрому конвоя.

Но был же и сэр Лео Джозеф Энтони Грэдуэлл, командовавший, простите, вооруженным корытом, но не бросивший транспорты на произвол судьбы. Или вот такие железные морские пилоты с гидросамолета «Валрус».

4 июля 1942 года их запустили с крейсера «Норфолк», на котором «Валрус» собственно и базировался, на разведку. И каким же было удивление экипажа гидросамолета, когда они вернулись к ордеру конвоя, а крейсера там уже не было. Все дело в том, что пока «Валрус» занимался разведкой, пришел знаменитый приказ Первого Лорда Адмиралтейства «Конвою рассеяться». И крейсера рванули на полной скорости, как думали их офицеры – на неравный бой с «Тирпицем». Но как оказалось, «Тирпиц» на конвой так и не вышел, зато вышли немецкие бомбардировщики и подлодки, разорвавшие PQ-17 в клочья.

Так вот «Валрус» вернувшись, свой «Норфолк» не увидел. Поэтому покрутился около небольшого корабля ПВО «Паломарес», а потом приводнился, так как горючее было на исходе. Все, что мог сделать «Паломарес» в тот момент – взять летающую лодку на буксир, так как немецкие подлодки не стали бы ждать, когда гидросамолет поднимут, а живо бы всадили торпеду в борт. Поэтому пилот и наблюдатель остались в самолете:

«…Пилот и наблюдатель по очереди рулили, пока «Паломарес» пробирался сквозь скопления подводных лодок под атаками немецких самолетов. Лишь когда позади остались 600 миль, гидросамолет был поднят на борт «Оушн Фридома»…»

Для понимания - на буксире они шли по холодному Баренцову морю, в то время, когда на корабли выходили в атаки то бомбардировщики, то подлодки. Очень такое «милое» путешествие, знаете ли! Ага на некой конструкции из дюраля напополам с фанерой.

Так они потом, когда группа «Паломареса» подошла к Новой Земле еще и полетели заниматься своей основной задачей – на разведку.

-2

Так вот когда экипаж этого «Валруса» вернулся домой в Англию на базу Скапа-Флоу и прибыл на свой «Норфолк» ( в том числе, наверное, и чтобы «поблагодарить» отцов-командиров, которые оставили их в суровой Арктике), то экипаж крейсера построился и встретил летчиков громовым «Ура!».

Знаете, я бы тоже и «Ура» бы прокричал, и салют устроил. Потому что это, конечно, люди с железными нервами и прочими причиндалами. Ну и очень везучие. Не без этого.

О сэре Лео Джозефе Энтони Грэдуэлле можно почитать вот тут:

------------

Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, подписавшись на канал.