Темой года в моем 9-м была трансформация героя. Я, конечно, все время забывала напоминать детям, что у нас есть какая-то сквозная тема. Суровая структурированность вообще не мое, увы. Но, к счастью, программа 9-го класса устроена так, что вы и без всяких напоминаний следите целый год, как литература доходит от Гамлета до жизни такой, то есть до Печорина.
На последнем уроке я предложила рефлексию в духе темы. Нужно ответить, как ты изменился за 9-й класс на уроках литературы как ученик, читатель и человек. И вот я думаю, будет честно, если я тоже на эти вопросы отвечу, заменив «ученика» на «учителя».
Как учитель
Я стала жёстче ставить оценки за ничегонеделание, стала чувствовать себя чуть более право имеющей. Но при этом не изменила своим принципам: мне по-прежнему важно слышать и допускать разные точки зрения (кроме людоедских), вести с детьми честный диалог и извиняться за хамство и нетактичность (такое тоже бывает, когда эмоции опережают рефлексию). Я вырастила дистанцию, не отказываясь от открытости.
Как читатель
Я наконец смогла полюбить «Слово о полку Игореве», для этого понадобилось несколько раз перечитать оригинал и перевод и воспользоваться спасительными заданиями из СберКласса.
В основном же в этом году я была читательницей Пушкина. Предыдущие мои ученики при одном только упоминании нашего всего закатывали глаза. Если бы они увидели, сколько Пушкина досталось нынешним жертвам программы 9-го класса, то глаза их закатились бы покруче солнца русской поэзии.
Я не стану врать, что заново познакомилась с Пушкиным, переоткрыла его для себя. Но он как будто стал ещё ближе, интереснее и надежнее. В конце концов, пришедшийся на март «Евгений Онегин» точно вытягивал меня из круглосуточного внутреннего кошмара.
Как человек
Я оттаяла как человек-учитель. Интеллектуальное и человеческое сближение, необходимое (мне) на уроках литературы, снова стало возможно. И если бы оно не вернулось, я не знаю, как бы пережила учебный год, на который пришлись рабочие проблемы, страхи, болезни, смерть.
В конце года тянет на сантименты и пафос. И кто я такая, чтобы не разрешить себе этого? У меня есть любимый комикс из серии «Заяц ПЦ». Там героиня говорит: «Я не люблю тебя. Я просто использую тебя, чтобы быть несчастной».
Вот я про учеников думаю ровно наоборот: «Я люблю вас и использую, чтобы быть счастливой». Особенно когда вокруг и внутри все рушится.