Флорариумы — моё хобби, которое в определённый момент времени приносило мне приличный дополнительный доход. В прошлом году я решил, что брошу это дело (уходило слишком много времени и сил), но остались формы — не выкидывать же их, потому и принимал редкие заказы. И вот с последним заказом случилась история, от которой мне было стыдно за самого себя.
Флорариумы — дорогое удовольствие
Даже раньше себестоимость хорошего крупного флорариума выходила около 1,5-2 тысяч. За последние 3 месяца цены выросли на всё, теперь те же формы, которые я раньше покупал оптом по 600-800 рублей стоят уже 2000, а про #растения и говорить не буду — ассортимент уменьшился, да и ценник тоже сильно вырос.
Это всё и послужило мне своего рода знаком, что действительно пора заканчивать. Но оставшиеся формы нужно было куда-то реализовать, потому и решился на очередной заказ.
Упрямость — это хорошо
Та самая социальная сеть, которую сейчас запретили в России по сути и была основным способом связи с клиентами. В последнее время я ей почти не пользуюсь, но тут внезапно увидел новое сообщение. Не стал даже заходить читать(vpn на тот момент у меня не работал).
Но в этой соц.сети есть ссылка на канал в Дзене, а на канале — моя электронная почта для связи, которую я проверяю намного чаще. И оказалось, что тот самый клиент написал мне на почту. Отказать было уже неудобно (с момента первого письма прошло больше недели), и я согласился на заказ.
Обещал посчитать и скинуть приблизительные возможные варианты, но тут случилась история с покупкой дома и про #флорариумы я вообще забыл.
Но клиент напомнил сам. Написал мне на почту снова, вежливо попросив всё же выслать возможные варианты с ценами.
Отказать-то уже неудобно
Из форм остались только крупные, а вот с растениями оказалась беда — подходящих суккулентов в хорошем состоянии дома не оказалось. Посмотрел, сколько они стоят сейчас в Леруа Мерлен и понял, что делать #флорариум по старой стоимости выйдет себе в убыток.
Посчитал примерно, с минимальной наценкой, стоимость вышла больше 5 тысяч (хотя раньше такие стоили около 3,5). Поначалу даже обрадовался (времени на покупку суккулентов и сборку практически не было) — ну кто ж купит такой дорогой?
Но клиент снова проявил настойчивость и сразу перечислил аванс. Тут уже было не отвертеться — поехал в магазины за суккулентами, а там полный ужас: всё увядшее, еле живое, явно не подойдет для подарочного флорариума.
Так и написал ему, что вариантов с растениями нет, планировал уже вернуть аванс, но молодой человек мне снова написал: хорошо, будем ждать новых.
Нельзя так работать
Ещё через пару недель он снова напомнил о себе, я как раз планировал поездку в Леруа, и нашлись приличные суккуленты. Осталось дело за малым — просто всё собрать.
Но тут были мои майские рабочие праздники, в которые дел было ещё больше, чем обычно. В один вечер сел всё-таки делать, но оказалось, что закончился белый песок. Работа встала ещё на несколько дней.
В итоге флорариум я всё же сделал. Работа даже мне понравилась, но отдавать его было уже стыдно: прошёл почти месяц, хотя я всегда обещал клиентам, что заказ делается несколько дней.
После того, как флорариум был уже готов, заказчик сам уехал на несколько дней из города.
При встрече я извинился не один раз, сам привёз его (хотя давно не тратил на это время и отправлял заказы на такси) и сделал подарочную упаковку бесплатно. На удивление, заказчик не попросил скидку, хотя я был уже на неё готов.
В целом за всю ситуацию жутко стыдно и я бы на месте заказчика давно попросил вернуть деньги, потому что такое отношение к клиентам — это неуважение и клиента и себя. Потому и решил, что этот заказ тоже знаковый — если нет времени, нечего и пытаться продолжать этим заниматься.
Правда осталось несколько небольших форм — куда бы их деть теперь?