Капитуляция Италии 8 сентября 1943 года и сдача союзникам большей части итальянского флота (два новейших итальянских линкора «Литторио» и «Витторио Венето», три модернизированных линкора постройки Первой мировой войны — «Андреа Дорио», «Кайо Джулио» и «Джулио Чезаре», 11 крейсеров, десятки эсминцев, подводных лодок, корветов и других кораблей) поставили перед союзниками по антигитлеровской коалиции вопрос о разделе трофейного имущества. Западные союзники пытались этот вопрос затянуть, им самим итальянские корабли нужны не были, американская промышленность конвейером выдавали линкоры, авианосцы, крейсера и эсминцы, не успевали команды комплектовать. Для СССР же вопрос был крайне важен, наш флот понес огромные потери, а Северный флот, который вел наиболее активные действия, справлялся со своей зоной ответственности лишь десятком потрепанных эсминцев.
Однако западным союзникам удалось под разными предлогами уклониться от проведения немедленного раздела и передачи кораблей СССР. Вопрос был перенесен на послевоенное время. В качестве компромисса и определенной гарантии советской стороне было предложено передать английские и американские корабли на время до раздела итальянского флота.
Только в феврале 1944 года договорились о передаче во временное пользование Северному флоту 1 линкора, 1 крейсера, 8 эсминцев и 4-х подводных лодок.
После войны и раздела итальянского флота корабли подлежали безусловному возврату, а в случае утраты оплачены по самому высокому тарифу(старый линкор был оценен дороже чем "Принс оф Уэллс").
Крейсер был американским-«Милуоки» (USS Milwaukee (CL-5), легкий крейсер типа Omaha, построенный в 1923 году. В СССР он стал «Мурманском». К чести американцев надо отметить, что крейсер они передали советскому экипажу "с доставкой на дом".
Британцы же свое "имущество" перегнать в Мурманск для передачи отказались.
Эсминцы «Chelsea» (в СССР-«Дерзкий»), «Churchill» («Деятельный»), «Rotsborough» («Доблестный»), «St. Albans» («Достойный»), «Brighton» («Жаркий»), «Leamington» («Жгучий»), «Georgetown» («Жесткий») и «Richmond» («Живучий») были из состава британского флота, но... это были американские эсминцы типов «Клемсон» и «Викс», переданные в 1940 году Великобритании в оплату за разрушение Британской империи (долгосрочную аренду на 99 лет ряда английских колониальных земель под американские базы). Построены были эти уважаемые корабли во время Первой мировой войны и после нее находились на консервации.
В 1944 году они, как написали в одном американском журнале, «годились только на слом».
Подводные лодки «Sunfiish» (в СССР-«B-1»), «Unbroken» («B-2»), «Unison» («B-3») и «Ursula» («B-4») были британскими предвоенной постройки.
Линкор был британским супердредноутом «Ройял Соверен» («Royal Sovereign») постройки 1916 года.
3 марта 1944 года приказом № 0062 наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова был сформирован отряд кораблей, из числа переданных союзниками, и экипажи для них. 9 марта британский линкор, получивший имя «Архангельск» (пишут, что из-за комплектования экипажа именно в Архангельске) и прочие полученные корабли были зачислены в состав ВМФ СССР.
Принимающим с советской стороны и командиром сводного отряда кораблей назначили замнаркома ВМФ вице-адмирала Г. И. Левченко, начальником штаба отряда - контр-адмирала В. А. Фокина, начальником политотдела - капитана 1-го ранга Н. П. Зарембо.
Командиром «Архангельска» назначили бывшего командира линкора «Марат» контр-адмирал Вадима Ивановича Иванова. Команду сформировали в Архангельске и 28 апреля 1944 года с очередным конвоем отправили в Англию на пароходе «Новая Голландия».
7 мая экипаж прибыл на базу Гринок у Глазго, откуда по железной дороге был доставлен в Розайт, где базировался линкор. В задачи команды входила приемка корабля, мелкий ремонт и обучение. В целом линкор находился в весьма приличном состоянии, основные неполадки касались гидравлики и большого износа стволов. Кроме того в подготовленном англичанами боекомплекте полностью отсутствовали фугасные снаряды.
Советское командование запросило у британцев замену лейнеров и фугасные снаряды.
Линкор с документацией и указателями на английском языке был освоен за 20 дней, что произвело на британцев некоторое впечатление. «Русские прислали не матросов, а переодетых инженеров!».
Официальная церемония передачи корабля и подъема советского флага состоялась 30 мая 1944 года в 11-15. Одновременно советские военно-морские флаги были подняты на 8 потрепанных эсминцах и на четырех подводных лодках типа "U"(«Урсула»), которые получили имена «В-1, 2, 3, 4». В июне 1944 года экипаж линкора проводил боевую подготовку, только стрельб прошло более 150.
17 августа вместе с конвоем JW-59 «Архангельск» и полученные эсминцы покинули Скапа-Флоу на Оркнейских островах и направился в Ваенгу (Североморск).
Даже в 1944 году переход арктическим маршрутом был опасен. В норвежском Альтен-фьорде стоял немецкий линкор «Тирпиц», 11 эсминцев противника находились в портах Норвегии, а в северных морях немцы располагали полусотней подводных лодок. Немцам был интересен и сам конвой из 34 транспортов и советский отряд боевых кораблей на переходе.
Англичане, конечно, предприняли серьезные меры по охране конвоя, 22 августа они начали крупными силами флота очередную операцию против «Тирпица», а в охранении задействовали четыре эскортных авианосца. С конвоем шел и американский крейсер «Милуоки».
Тем не менее подводные лодки немецкой боевой группы «Норд» получили приказ одной из приоритетных целей иметь именно «Архангельск». «U-711» (капитан-лейтенант Ланге) удалось проникнуть внутрь кольца охранения линкора, но выпущенные им торпеды прошли мимо. Преследовать лодку выделили один из эсминцев, остальные усилили охрану «Архангельска».
Отряд, увеличив скорость, ушел к северу от основного конвоя, где подвергся нападению других немецких лодок.
22 августа силы охранения потопили две немецкие лодки, одну из них («U-344») уничтожил эсминец «Дерзкий»(бывший «Chelsea»). Авиация Северного флота в зоне своей ответственности произвела 60 самолето-вылетов для поиска вражеских подлодок в районе перехода конвоя и 82 самолето-вылета для прикрытия его с воздуха.
24 августа корабли благополучно прибыли в Ваенгу, пройдя 1880 миль, где из англо-американских кораблей сформировали отдельную эскадру с линкором в качестве флагмана. Вся операция заняла около четырех месяцев.
«Секретно и лично от премьера И. В. Сталина премьер-министру г-ну У. Черчиллю. Сегодня, 24 августа, утром благополучно прибыла из Англии в известный вам советский порт эскадра в составе линкора и восьми миноносцев, переданных Советскому Союзу Великобританией».
Подводные лодки переходили отдельно. Во время перехода одна лодка, «В-1» (командир Израиль Ильич Фисанович, Герой Советского Союза), погибла, как и где, было неизвестно до сих пор. Лишь недавно историкам удалось найти часть ответов. 25 июля лодка вышла под советским флагом из порта Леруик на Шетландских островах, а в 9 часов 39 минут по Гринвичу 27 июля 1944 года лодку атаковал и потопил самолёт «Liberator» 86-й авиаэскадрильи Берегового командования ВВС Великобритании, в 230 милях к северу от Шетландских островов, в точке с координатами 64°34′ с. ш. 1°16′ в. д.
С прибытием отряда Северный флот представлял собой уже значительную силу-линкор, крейсер, три дивизиона эсминцев, сторожевики, подводные лодки.
«Ройял Соверен» к моменту передачи имел долгую и довольно интересную историю. Серия супердредноутов, относившихся к его типу, для своего времени отличалась мощным вооружением из восьми 381 мм орудий и солидным бронированием. Только скорость, всего 21 узел, на тот момент была довольно скромной. Британская концепция не использовала тактику "утюга" из "стандартных линкоров" как в США, поэтому "Эрки" не очень вписались в Королевский флот с самого начала.
Ютландское сражение в 1916 году «Ройял Соверен» пропустил по уважительной причине, были неисправны машины. А потом для линейных сил особой работы и не было.
В 1920—1930-х годах «Ройял Соверен» прошел ряд небольших модернизаций, в основном усиливалось зенитного вооружения. Вместо 76-мм зениток установили 102-мм одиночные, которые, в свою очередь, в конце 30-х заменили на спаренные. В 1936 году были установлены радары и 40-мм зенитные автоматы.
Однако модернизация не коснулась главного калибра, угол возвышения орудий остался прежним, соответственно дальность стрельбы не превышала 22 километров, уступая практически всем одноклассникам.
Начало Второй мировой войны линкор встретил в составе Флота Метрополии, но почти сразу тот от него избавился, отправив в состав Средиземноморского. Здесь он формально участвовал в битве при Пунта-Стило 9 июля 1940, но благодаря скромной скорости, был достаточно далеко от боя, который пришлось в одно лицо выносить «Уорспайту», ибо итальянские линкоры отличались приличной скоростью.
Старый линкор перебрасывали с одного ТВД на другой, пытаясь найти ему применение по силам. Он сопровождал в 1940-1941 годах атлантические конвои, потом был приписан к базе на Цейлоне, под конец перевели в Кению, банально опасаясь его встречи с японским флотом.
Затем его отправили в США, где в 1942-1943 годах он прошел капитальный ремонт. Это практически не изменило боевых качеств линкора, после месяца службы в Индийском океане его списали в резерв. Там бы он и доржавел спокойно, но удачно подвернулась сделка с СССР.
«Архангельск» (до 30.05.1944 года HMS «Royal Sovereign»). Portsmouth Dock Yard, Портсмут (Англия). Заложен 15.01.1914 года, спущен на воду 29.04.1915 года, вступил в строй в мае 1916 года. Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1928 году.
30.5.1944 года принят советским экипажем , переименован в «Архангельск» и 24.8.1944 года вошел в состав СФ. 4 февраля 1949 года возвращен Великобритании, 16 марта 1949 года вновь поднят британский флаг.18 мая 1949 сдан в Инверкейтинге на слом и 28 мая 1949 исключен из списков судов ВМФ СССР.
На момент передачи СССР-
Водоизмещение порожнего 28 950 т; Водоизмещение стандартное 29 150 т (при осадке носом 8,92 м, кормой 8,79 м); Водоизмещение полное — 33 500 т (осадка носом 10,83 м, кормой 9,96 м). Наибольшая длина 189,38 м. Длина 176,9/182,25 м, по ватерлинии 187,3 м. Наибольшая ширина (по булям) — 32,18 м. Высота борта (наибольшая) — 16,54 м
Двигатели- 4 турбины системы Парсонса, 24 водотрубных нефтяных котла, 26 500 л. с., до 40 000 л.с. Движитель 4 винта. Скорость хода 20,5-21 узел максимальная. 3150 тонн нефти. Дальность плавания 5000 миль на 12 узлах
Экипаж по английскому штату 1234 человека: 59 офицеров, 54 специалиста 1-го класса (в советском флоте — мичманы и главстаршины), 151 — 2-го и 970 — 3-го классов.
Бронирование- главный пояс: 330-102 мм, верхний пояс 152 мм, траверзы: 152-102 мм, палуба: 127 мм(50 + 25-38), башни ГК: лоб 330 мм, барбеты башен ГК: 254-102 мм, казематы 152 мм, боевая рубка: 279 мм
Вооружение-4 × 2 — 381-мм/42 «Виккерс» Mk I. 4 × 2 — 152-мм/42 «Виккерс» Mk XII. 4×2 – 102-мм/45, двадцать четыре 40-мм «Виккерс» ( 8 × 2 — 40-мм/45; 2 × 4 — 40-мм/45) и сорок шесть 20-мм зенитных автоматов «Эрликон»( 16-23 × 2 — 20-мм/70; 14-16 × 1 — 20-мм/70).
В августе-сентябре 1924 года с корабля сняли 2 палубных орудия 152-мм, они были заменены парой 102-мм орудий QF Mk V . Во время переоборудования корабля в 1927–1928 годах добавлена еще пара 4-дюймовых зенитных орудий. Они были заменены восемью 4-дюймовыми орудиями QF Mk XVI в спаренных башнях во время переоборудования Royal Sovereign в 1937–1938 годах. Пара восьмиствольных 2-фунтовых «помпонов» была добавлена в 1932 году рядом с трубой , а два четырехствольных «пом-пома» были добавлены в начале 1942 года на башни «В» и «Х». Десять 20-мм орудий Oerlikon также были добавлены в 1941 году. Еще шесть были добавлены в 1943 году. В 1932 и 1937-38 годах были сняты все четыре подводных торпедных аппарата.
Вооружение на момент передачи включало: восемь 381-мм/42 орудий «Виккерс» в четырёх двухорудийных башенных установках; восемь 152-мм/42 орудий «Виккерс» в одноорудийных казематных установках; зенитные орудия дальнего боя — восемь 102-мм/45 орудий «Виккерс» в четырёх двухорудийных щитовых установках; зенитный калибр ближнего боя — 24 40-мм/45 орудия «Виккерс» в двух восьмиствольных и двух четырёхствольных установках, 46 20-мм/70 орудий «Эрликон» в спаренных и 14 в одноствольных установках.
Royal Sovereign изначально оснащался двумя директорами управления огнем, с 15-футовыми (4,6 м) дальномерами. Один стоял над боевой рубкой и был защищен броневым кожухом, а второй размещался у фок-мачты. Кроме того по 15-футовому дальномеру стояло на каждой башне. С башни «Х» можно было дублировать управление главным калибром.
В марте 1917 года на компасной платформе фок-мачты были установлены директоры для управления средним калибром.
В 1919 году на башне «X» дальномер заменили на 30-футовый (9,1 м). Во время ремонта 1921-22 годов такой же дальномер поставили на башне «B».
Тогда же добавили над мостиком дальномер с увеличенным углом обзора. В 1931 году его заменили на директор системы управления под большим углом (HACS) Mk I, а в 1937-38 годах-на HACS Mark III. Еще один HACS Mark III появился на кормовом ТДП(торпедного).
К 1942 году установили РЛС воздушного предупреждения Тип 279 , РЛС наземного поиска Тип 273 , артиллерийские РЛС Тип 284 и две Тип 285, зенитно-артиллерийские радары. К сентябрю 1943 года радар Type 284 был заменен на улучшенный Type 284B, а для «помпонов» были установлены два радара Type 282 .
Эксперименты с самолетами на борту, начатые в 1918 году, в марте 1937 года были завершены демонтажом катапульты и крана для гидросамолета.
Бронирование состояло из главного пояса закаленной цементированной крупповской брони толщиной 13 дюймов (330 мм) между барбетами «A» и «Y» и утончавшейся до 4–6 дюймов (102–152 мм) по направлению к оконечностям, но не достигая ни носа ни кормы. Верхний пояс брони толщиной 6 дюймов проходил между барбетами «А» и «Х». Траверсы толщиной от 4 до 6 дюймов шли под углом от концов самой толстой части пояса ватерлинии к барбетам «А» и «Y».
Орудийные башни были защищены той же крупповской броней КС от 11 до 13 дюймов (от 279 до 330 мм), кроме крыш башен толщиной 4,75–5 дюймов (121–127 мм). Толщина барбетов варьировалась от 6–10 дюймов (152–254 мм) над верхней палубой до 4 -6 дюймов под ней.
Горизонтальное бронирование состояло из нескольких бронированных палуб толщиной от 1 до 4 дюймов (от 25 до 102 мм). Главная боевая рубка имела 13 дюймов брони по бокам с 3-дюймовой (76 мм) крышей. Башня управления торпедами в задней надстройке защищалась 6-дюймовой броней. После Ютланда гоавная палуба над погребами получила дополнительно 25 мм лист высокопрочной стали. В 1918 году орудийные щиты на 6-дюймовых орудий были заменены бронированными казематами.
Подводная защита состояла из продольных противоторпедных переборок толщиной от 1 до 1,5 дюймов (38 мм). При ремонте в 1921 году добавлены противоторпедные були по всей длине между крайними барбетами. Верхняя часть булей заполнялась водонепроницаемыми «дробящими трубками», предназначенными для поглощения и распределения силы взрыва (между трубами пространство заполнили древесиной и цементом), нижняя часть булей была пустой.
Атака Ланге (U-711) на «Архангельск» во время перехода в СССР первоначально в рейхе считалась удачной, Ланге сообщил о попадании и в линкор и в эсминец, в связи с чем немцы пытались добить якобы поврежденный корабль. Но торпеды Ланге взорвались преждевременно.
На некоторое время «Архангельск» приобрел значительное политическое значение. Гитлеровское командование, пытаясь добиться конфликта между союзниками, считало, что уничтожение британского линкора может послужить его триггером. Ибо разборки по компенсации за него обострят и без того напряженную ситуацию внутри антигитлеровской коалиции. Обратной стороной условий временной передачи линкора в СССР стало крайне бережливое отношение к линкору со стороны командования Северного флота. Даже речи не шло о его участии в боевых операциях, наоборот, Головко приходилось охранять самый мощный корабль флота от потенциальных неприятностей.
Немцы же пытались добраться до линкора. На стоянке в Кола его спасли от немецких торпед только противоторпедные сети. Следующий план Кригсмарине предусматривал использование шести сверхмалых подводных лодок « Бибер». U-295 , U-318 и U-716 с « Биберами» вышли из Харстада 5 января для атаки Ваенги... и вскоре в тот же день были атакованы советскими штурмовиками. Вибрация от взрывов привела к протечке кормовых сальников у « Биберов». Незадачливым диверсантам пришлось вернуться. Правда в порту тогда все равно не было ни линкора, он в кои то веки вышел на патрулирование, ни даже очередного конвоя.
Линкор считался флагманом адмирала Гордея Левченко и должен был обеспечивать охранение союзных конвоев в советской зоне ответственности. Но линкор не покидал Кольского залива, не сопровождал конвои и не поддерживал огнем сухопутные войска. Единственный раз главный калибр «Архангельска» выстрелил холостым залпом в День Победы.
Сентябрь и декабрь 1944 года «Архангельск» провел, в основном, на якоре, а в ноябре имел 10-12 ходовых суток (непродолжительные выходы из базы в пределах Кольского залива для боевой подготовки: учебных стрельб зенитными калибрами, радиодальномерных учений и тому подобного). Наибольшее ходовое время за год - 40 суток - корабль имел в 1945 году, за это время он прошел 2750 миль, а в дальнейшем эксплуатировался вдвое менее интенсивно, периодически выходя для отработки учебно-боевых задач в Баренцево и Белое моря. Всего в 1946 году за 19 ходовых суток линкор прошел 1491 милю, а в 1947 году - 1826 миль (21 ходовые сутки). Заводских ремонтов и докований корабль за время пребывания в советском флоте не проходил.
В конце 1947 года линкор сел на мель в Белом море, ущерб неизвестен, но можно себе представить суету в штабе Северного флота и масштабы принятых мер.
10 февраля 1947 года был подписан Парижский мирный договор между союзными державами и Италией. По его условиям СССР получал 45 кораблей и вспомогательных судов итальянского флота. В том числе линкор («Джулио Чезаре»), легкий крейсер, три эсминца, три миноносца, две подводные лодки, десять торпедных катеров, три сторожевых катера, три десантных судна, военный транспорт, танкер, четыре водолея, двенадцать буксиров и учебное парусное судно.
При этом полученные в 1944 году на время корабли, переданные Советскому Союзу Англией и США, надо было вернуть. Они были отправлены в порты Англии в 1949–1952 годах.
«Ройял Соверен» СССР сразу не вернул, настаивая что старый линкор не перенесет путь домой ( а британцы настаивали на передаче на том же месте, то есть риски перехода в Арктике вновь возлагались на советскую сторону). Королевский флот специально направил своего офицера, который после осмотра заявил о пригодности линкора для дальнего путешествия.
В итоге 15 января 1949 года «Ройял Соверен» из Ваенги отправился к туманному Альбиону и был передан Королевскому флоту 4 февраля. Церемония была увековечена на кинопленке, запись я на днях опубликую.
В Росайте линкор был тщательно изучен специалистами Королевского флота. Хотя о возврате его в строй не могло быть и речи (за год до этого под пресс пошли более молодые корабли этого типа), осматривали тщательно и придирчиво, скорее всего в части возможности предъявления претензий "арендатору".
В итоге обнаружили, что большая часть оборудования корабля неработоспособна, а башни главного калибра заклинило в диаметральной плоскости, британцы решили, что на советском флоте их просто не проворачивали.
Все равно линкор шел на слом, его передали компании Thos. W. Ward Ltd (Шеффилд) в шотландском Инверкейтинге 18 мая.
15-дюймовые подшипники из орудийных башен главного калибра в 1950 году были повторно использованы в 250-футовом (76 м) радиотелескопе «Лавелл» Mark I в Джодрелл-Бэнк, Чешир, построенном в 1955–1957 годах.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам