Найти в Дзене
cheh_artur

Дьявольское Возрождение

Лоренцо Лотто, «Архангел Михаил. Падение Люцифера», 1545
Лоренцо Лотто, «Архангел Михаил. Падение Люцифера», 1545

Всем нам известно как выглядит дьявол: рога, растрепанные волосы, копыта и так далее. Все это мы получили из глубокого Средневековья. Но если Вы думаете, что для искусства Возрождения и Барокко всё это неинтересно - Вы сильно заблуждаетесь. Даже в эти просвещенные времена, это были крайне важные штуки, в которых куча смысла. Давайте  мы углубимся в значение нескольких деталей, как они менялись и как их распознавать.

-2

Будем опираться на «Иконологию» Чезаре Рипы (Итальянский литератор, который занимался теорией об изучении искусства, и написал трактат о распространенных символах в искусстве и что они означают).

Чтобы показать, что дьявол, это не красивый мужчина, который всем нравится, а вообще-то порождение зла и им не надо восхищаться, Рипа предлагает изображать его в соответствии с языческими традициям: большой, страшный человек с бородой и длинными волосами, а в руке у него жуткий посох-трезубец-вилы-какое угодно диковинное орудие труда. И правда, если встретить такого человека ночью, то как минимум станет не по себе… Именно тут и появляются первые «маркеры».

Satano
Satano

Волосы и их неупорядоченность. Растительность на голове принимает разные формы. Вообще любая растрепанность или же если они нарисованы как пламя и встали дыбом — показатель Ереси (учения, отличного от официальной политики церкви). Видимо, чтобы полностью напугать нас всех, её показывают не только с «прекрасной» укладкой, но ещё и в виде ужасной старухи, извергающей изо рта огонь.

Ересь
Ересь

А вот у Раздора еще добавляются цветные волосы, хоть и сейчас для нас это норма, но тогда это было что-то необычное. Для полного шока и ужаса художники закинули в волосы змей. Вообще эти пресмыкающиеся тоже играют важную роль, их вплетают в волосы,  создавая пучок, используют как резинку, они выползают из ушей, короче, появляются везде, чтобы показать что-то хорошее или плохое.

Грех
Грех

Например, Грех. Тут сразу же три змеи: в голове, в сердце — отражает совесть и в виде пояса — показывает, что «грех — во власти дьявола».

Волосы имеют четыре смысла. Во-первых, это страх. (Вполне логично, это как в мультфильмах показывают, когда персонаж пугается, то у него сразу же волосы встают дыбом) Во-вторых, неспособность следить за собой, а значит человек либо находится в рабстве или он нерасторопный и ленивый. В-третьих, это часть безобразия. И последнее значение, это непорядок в душе, из серии «непорядок в тетради — непорядок в голове», правда тут есть такое небольшое отличие: запутанные мысли и состояние вызвано страданиями и мучениями.

Ведьма, с распахнутым ртом
Ведьма, с распахнутым ртом

Следующий демонический маркер — открытый рот. Интересно, что позитивные персонажи изображены с закрытым ртом, даже во время разговора. Значение маркера до ужаса простое: болтливость, распущенность, скандальность, а так же агрессивный и пугающий крик, так чаще всего показываются эмоции, например, если человек зол или хочет отомстить.

Разберём значение высунутого языка. Тут тоже достаточно логично, особенно если вспомнить как всем нам в детстве родители говорили, что нельзя показывать язык, так как это некультурно. По сути в тогда смысл был такой же: насмешка, неуважение, а если он похож на змеиный, то это оскорбление.

-7

На самом последнем этапе мы затронем математику. Совсем немного. (Как бы странно это ни прозвучало). Короче, для усиления смысла Рипа всё удваивает и умножает: крылья, глаза, ноги, абсолютно всё. Крылья появляются теперь не только на спине, но и на любых частях тела и чаще всего означают быстроту. Также, это прибавление может проявляться как украшение или атрибут одежды: у лжи и болтливости на одежде изображено множество языков, у ревности глаза и уши.

Смысл меняется если убрать или заменить что-то: у лжи нет одной ноги, так как есть пословица «у лжи короткие ноги»; перемещение крыльев на ноги – рабство. Для полного разнообразия можно еще и дополнительные части тела прикрепить, так Рипа и сделал. Если змеиными хвостами заменим ноги - это Обман; вместо человеческих ушей пришьем волчьи - получится Корысть и так далее. Во всём этом, если говорить честно, есть огромный плюс для зрителей. Если художник до Рипы оставляет нас с работой один на один и говорит нам: «Думайте и ищите смысл сами», то в ситуации с Рипой всё очень просто и понятно, надо лишь знать значение «маркера» и немного Библии - тогда все встает на свои места.

-8

Вообще вся эта история с Демонологией очень важная, так как является переходом между античностью и Новым Временем, а корнями своими уходит в Средневековье. Она соединяет в себе разные смыслы, даёт значения деталям и больше морали, отчасти запугивает своими образами и вызывает у людей определенные эмоции. Рипа вообще одним из первых даёт «маркеры» всем этим демонам, чтобы показать не только грехи, но и сильные стороны человека.

Сделать еще разбор средневекового демонического? Пишите в комменты!

-9

Галина Семёнова