...который к тому же все танцуют и понимают по своему.
Сразу оговорюсь, никакого искусствоведческого разбора не будет. Посылом для написания очерка стал случайный просмотр этого балета в исполнении Рудольфа Нуреева. Автор не балетоман – об этом я уже писал в другом своем очерке – об Анастасии Волочковой. Мой взгляд на артистов и спектакли прежде всего зрительский и мнение, соответственно, личное.
В данном случае хотел бы поделиться впечатлениями от просмотра очень странной, на мой взгляд, постановки в двух частях, которая длится в общей сложности минут пятнадцать. Из названия понятно, что героев два, они антагонисты по своей сути, но находят общий язык потому, что один страстно этого хочет, а другой только и ждет, чтобы поймать в свои сети очередного молодого и несчастного "дурня".
Юноша в спектакле - олицетворение жизненной силы, физической красоты и... потерянности. В послевоенное время это имело сакральный смысл, поскольку война «изъяла из оборота» именно таких, молодых, полных сил, надежд, заставив друг друга убивать ради чужой идеи и мечты о всевластии.
Исторический фон
Ущербность такой бойни заключалась не только в физическом уничтожении молодых, которые не станут продолжателями родов, а человечество потеряет безвозвратно генофонд, который убитые и умершие от ран унесли с собой в могилу. Сама идея фашизма являлась квинтэссенцией рассового превосходства и эксплуатации, которая ограничивалась рамками земной жизни. Иными словами, миллионы жизней были брошены на алтарь того, что ни при каком раскладе не могло просуществовать больше, чем средняя продолжительность жизни одного человека. Не важно, что эта власть передавалась бы из рук в руки. Время побеждало в итоге всех, в том числе и победителей фашизма, которые заплатили самую высокую в численном выражении цену.
Уцелевшие
Герой спектакля – один из тех, кто уцелел - молодой человек, представитель самой что ни на есть романтической и мирной профессии – художник, живущий на чердаке в соответствующем антураже бедности и свободы. Он скучает, мается, жаждет самореализации, но не в творчестве, которое не сделало его богатым. В нем он уже успел разочароваться. Он жаждет самореализации и спасения в любви. И она к нему приходит. Все, как он просил! Но любовь не приносит ему того, о чем он мечтал и чего от нее ждал. Она отняла у него все, вернее – он сам ей все отдал потому, что она так захотела. Тут уже не пол царства за любовь, а жизнь. Эта же идея была в пушкинских «Маленьких трагедиях».
Содержание
Либретто балета «Юноша и смерть» написал автор идеи – Жан Кокто. Оно в стихах, в переводе с французского звучит не стихотворно, надо сказать, но лаконично:
«Юноша в студии — в одиночестве, ожидая.
Входит Девушка, она — причина его отчаяния.
Он устремляется к ней. Она его отталкивает. Он молит её.
Она его оскорбляет, высмеивает и убегает. Он кончает с собой.
Комната исчезает. Остается только тело повесившегося.
С крыш спускается Смерть в бальном платье.
Она снимает свою маску: это — Девушка.
Она закрывает маской лицо своей жертвы.
Вместе они удаляются, теряясь среди крыш».
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Юноша_и_смерть)
Химия любви
Любовь была всего лишь маской, за которой скрывалась Смерть. Возведя ее в абсолют, юноша становится ее рабом. Я бы мог добавить от себя, что в самой идее любви лежат физиологические причины и так называемая химия зарождения чувства, влечения, которая получает над человеком неограниченную власть. Мало кто способен ей противостоять.
За "дверями" тоже иллюзия
Балет романтизирует выбор в пользу смерти. Но при этом и мне именно это кажется в этом балете важным – изображая языком высокого искусства механизм обольщения и самообольщения, художник (автор балета в соавторстве с исполнителями) показывает, предупреждает и останавливает молодых на краю этой «сладкой» бездны, за условными «дверями» которой ничего нет!
Сама идея такой «двери» говорит об абсурдности иллюзии, вере в ложь.
Впечатление
Начал смотреть балет с некоторым предубеждением, не любитель балета, да еще Нуреев… Представлял, что и балет будет пропагандой чего-то нетрадиционного. В результате просидел все 15 минут, не отрываясь, а когда балет закончился, сидел и смотрел на стоп-кадр с главными исполнителями – Рудольфом Нуреевым и Зизи Жанмер.
Вот тебе и Нуреев. Скажу честно, история так нахлобучила, что спустя почти год все же решился о ней написать. Заодно посмотрел две другие версии, в исполнении Михаила Барышникова и Николая Цискаридзе, чтобы сравнить. Понял, что все они разные и каждая из них скажет о чем-то своем, чего в других версиях не было.
Если тема зацепила, имеет смысл смотреть разные версии и чем больше, тем интереснее. В этом уникальность этого балета для меня, повторяю, ни на какую балетную аналитику не претендую (не хочу, не знаю, не участвую). Я – зритель, который видел ЭТО впервые и мне, однозначно «зашло».
Опыт
Очень назидательная история, надо сказать. После войны прозвучала особенно остро, болезненно остро, я б добавил. Но сейчас я б просмотр этого балета включил в обязательную программу для молодых, предварительно, объяснив, что к чему, чтобы не увидели «приглашения к танцу» и не решили, что это единственный путь личного счастья, а иллюзия, которая " ничем не хуже скучной, пресной реальности, а намного лучше". Впрочем тут должны решать специалисты. Я посмотрел спектакль в зрелом возрасте, многократно пережив то, о чем балет и слава богу, выжил, повезло! Потому могу судить о том, о чем этот балет, но по-своему. А кто-то может и так, как написал выше…наверняка найдутся.
Предупреждение..?
Для личного счастья нам чаще всего не хватает одного – осознания, что оно в простых радостях бытия. Понять ценность всех этих «мелочей» можно, только, потеряв. Возможно, Жан Кокто и Ролан Пети, который придумал хореографию, как раз и хотели предупредить уцелевших после мировой бойни о том, какие не менее страшные соблазны их подстерегают и, прежде чем бросаться, оголодав, в омут, найти в себе силы оставаться мужчиной при любых испытаниях и драмах сердца и жить, осознавая простую радость своего бытия и того как им повезло остаться в живых.
Нашел любопытный нюанс об этом балете. В нем звучит музыка Баха и танец, который подчиняется сценарию, представляет собой абсолютную импровизацию исполнителя, его индивидуальную трактовку образов и содержания. Т есть каждый балет будет однозначно другим.
Было бы интересно услышать, что думают другие об этом балете. Не копируйте то, что написано в критике. Напишите свои личные впечатления.
Если речь о Нурееве, то у меня есть одна история о нем, говорят, что удалась. Даю ссылку:
Заодно дам ссылки на публикации об Анастасии Волочковой и о балерине Макаровой.