Итак, со второй пражской дефенестрацией началась война. Пятнадцатитысячная имперская армия двинулась на Богемию с твердым намерением объяснить чехам, что когда император что-то приказывает, их мнения на этот счет не спрашивают. В ответ на просьбу о помощи к чехам поспешили войска братьев-протестантов из Пфальца и Савойи. При кажущейся незначительности на фоне Империи, корона Богемии была важнее, чем можно подумать при первом приближении. Дело в том, что чешский король был одним из семи курфюрстов - князей-выборщиков, которые избирали германского императора. А выборы были как раз на носу - император Матвей уже на ладан дышит. Посему для сохранения власти в руках католических Габсбургов чешский престол был необходим - займи его Фердинанд Штирийский, он бы подал свой голос за самого себя, а три курфюрста-католика тоже по-любому проголосуют за него. Ну и четыре против трех - победа на выборах. А попади чешская корона протестанту? Все будет с точностью до наоборот.
Поначалу бои шли с переменным успехом, ибо с деньгами для найма войск у имперской казны было не очень (что естественно провоцировало солдат на занятия грабежом). Но вот 20 марта 1619 г. умирает император. Начинается предвыборная клоунада, по ходу которой Чехия заявляет о полном неприятии Фердинанда как своего короля и приглашает вместо него пфальцского курфюрста Фридриха V. А выборы императора происходят во Франкфурте, где пока еще ничего об этом не слышали. И императором коронуют Фердинанда. И уже постфактум узнают, что голосовать-то должен был не он, а протестант Фридрих. Ну, католики, конечно, сделали вид, что так и надо, а Фридриху предложили немедленно убираться из Чехии.
И все бы еще ничего, но за австрийскими Габсбургами стояли еще и испанские. А Испании этот Пфальц как кость в горле - именно через него из Италии шла т.н. "Испанская дорога", по которой испанские части традиционно добирались на войну во Фландрию. А перемирие с мятежными Нидерландами вот-вот истечет, и этот внезапно ставший враждебным Фридрих тут вот вообще ни к селу, ни к городу. И вот уже рядом с имперской армией бить чехов шагают полки Баварии и Саксонии, а на Пфальц медленно катится каток испанских терций. А испанская пехота на тот момент считается едва ли не лучшей в мире и натурально непобедимой. До кучи Фердинанд еще и договорился с Речью Посполитой, и на германскую войну была послана наемная польская кавалерия, известная как лисовчики. Поскольку лисовчики не умели вообще ничего, кроме маневренной войны и мародерства, в невоенное время они доставляли массу проблем, т.к. в родной стране вели себя точно так же как и во вражеской. И тут такая возможность от них избавиться! В общем, градус неадеквата вокруг этой небольшой внутриимперской разборки неуклонно возрастал.
После того, как фактическое командование имперской армией перешло к графу фон Тилли, началось решительное наступление на Прагу. Навстречу Тилли было брошено все, что в тот момент оставалось у протестантов. Противники встретились 8 ноября 1620 г. у Белой Горы. Силы были примерно равны: 25 000 человек у католиков, против 23 000 у протестантов. Однако если Тилли с товарищи предпочитали строиться проверенными временем терциями по испанскому образцу (большая пикинерская "коробка" с отделениями мушкетеров по углам), то защитники Праги решили применить новомодный голландский строй из небольших подразделений, дающий большую гибкость. Но при этом они не учли, что действовать таким строем еще надо уметь, а солдаты были этому просто не обучены. Да и жалование им давно не платили. Плюс, из-за банальной нехватки лопат, не удалось возвести сколь-нибудь приличные полевые укрепления. Имперцам же, напротив, не терпелось передавить этих наглых еретиков.
В итоге, несмотря на немалые успехи на отдельных участках фронта, большая часть протестантских баталий была разбита по отдельности не очень мобильными, но крепко сбитыми терциями. Потеряв около пяти тысяч человек, армия протестантов, посчитала, что не очень хочет бесплатно умирать за интересы Фридриха, плюнула на все и разбежалась. Вслед за тем католики вошли в Прагу и подвергли ее кошмарному недельному разграблению, после которого деморализованным чехам было дано три дня на переход в правильную конфессию. С тех пор Чехия до самой Первой мировой оставалась в составе габсбургской монархии. А католицизм там до сих пор самая популярная религия.
Тем временем сам горе-король Фридрих (подвергнутый теперь опале и лишенный титулов и владений) едва унес ноги из Праги и судорожно искал себе хоть каких-то союзников. И естественно, обратился к голландцам, которым совсем не улыбалось, что через Пфальц к ним в гости идут испанские колонны. Тем не менее, отсутствие единства в стане протестантов (которые по-прежнему не понимали за что им, собственно, воевать-то: за чехов? Уже поздно. За неудачника Пфальцского? Да ну его. За Голландию? С какой стати?) привело к тому, что испанцы таки добрались в Нидерланды для продолжения своей бесконечной войны. Имперцы тем временем вовсю оккупировали Пфальц, который отныне был передан баварскому герцогу Максимилиану. В итоге к осени 1623 г. все антигабсбургские элементы в Германии были разбиты или подавлены.
Казалось, победа за императором, но... со всех сторон на эту милую драку смотрели соседи. И никому из них не понравилась перспективка усиления этой династии-химеры. И вот 10 июня 1624 г. Франция и Нидерланды заключают для борьбы с Габсбургами коалицию, в которую тут же входят еще Англия, Швеция и Дания...
Больше о Тридцатилетней войне можно прочитать по ссылке.
Либо можно на карту ВТБ: 5368 2902 5087 3082