Найти тему
Electrocars

Электрокар из соседних республик. Почему от покупки лучше воздержаться

Потеря транспортного средства и внушительный штраф. Чем покупка электрокара у недобросовестного продавца может обернуться для владельца. Выясняем вместе.

Почему же именно сейчас обострился вопрос недобросовестных продавцов и из-за чего по невнимательности можно потерять свой электрокар? Начнём с того, что с начала 2022 года была введена 15%-ная импортная пошлина на электромобили. В результате «электрички» на территорию таможенного союза ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) стали завозиться по более высокой цене.

А в апреле 2022 года Совет ЕЭК (Евразийской Экономической Комиссии) принял Решение об освобождении от ввозной таможенной пошлины пассажирские электрокары (M1 и М1G). То есть, пошлины были снова отменены? Нет. Освобождение от уплаты пошлин затронуло лишь Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию. Только граждане упомянутых выше республик могут воспользоваться данными льготами.

Цитата: Пункт 7.1.38 Решения Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза":

«Моторные транспортные средства с электрическими двигателями, классифицируемые кодом 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС и ввозимые в Республику Армения в количестве 7 тыс. шт. в 2022 г. и 8 тыс. шт. в 2023 г., Республику Беларусь – 10 тыс. шт. в 2022 г. и 15 тыс. шт. в 2023 г., Республику Казахстан – 10 шт. в 2022 г. и 15 шт. в 2023 г., Кыргызскую Республику – 5 тыс. шт. в 2022 г. и 10 тыс. шт. в 2023 г.»

То есть, на Российскую Федерацию данное решение не распространяется и для её граждан всё ещё действуют таможенные пошлины. Поэтому при ввозе электрокара на территорию России необходимо составлять декларацию и уплачивать таможенные сборы. В случае если данные действия не были предприняты прежним владельцем, они будут возложены на покупателя. При этом передача прав владения, пользования и распоряжения электрокарами гражданам Российской Федерации не допускается, что следует из текста Решения.

В силу того, что данное Решение было принято недавно, вероятность мошенничества со стороны недобросовестных компаний крайне высока. Они могут завлекать клиентов низкими ценами, не уточняя, через какую страну был ввезён электрокар, и были ли оплачены все необходимые пошлины. На деле недобросовестные продавцы могут попросту обманывать своих клиентов, продавая им неоформленный автомобиль. А чем же наказуема неуплата пошлин – какая применяется санкция? Здесь действуют сразу несколько правовых актов.

Из статьи 16.2 КоАП (Кодекс РФ об Административных Правонарушениях) следует, что недекларирование товаров по установленной форме влечёт за собой штраф в размере от 0,5- до 2-кратного размера стоимости приобретённого товара и его конфискацию. Таким образом, из-за недобросовестной компании её клиент рискует не только заплатить штраф, равный двум стоимостям электрокара, но и лишиться своего транспортного средства.

Также стоит упомянуть статью 194 Уголовного Кодекса РФ. Согласно ей, уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупных размерах влечёт за собой штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок 480 часов, либо принудительные работы на срок 2 года, либо лишение свободы на тот же срок. Правда, тут стоит подметить, что крупной считается сумма в 1 миллион рублей для физических лиц и 2 миллиона рублей для юридических лиц.

Чтобы минимизировать риск стать жертвой недобросовестных компаний, следует проверять, откуда завезён электромобиль и были ли выплачены все таможенные пошлины. На ввезённые на территорию ЕАЭС с применением таможенных льгот электрокары оформляется электронный паспорт ТС с указанием соответствующих данных в графе «Дополнительная информация». На данный момент крайне важно обращать на это внимание при покупке электромобиля у «серых» дилеров.