Найти тему

Композиторы одного произведения (Хоакин Родриго)

Это еще одна (третья) статья о композиторе, запомнившемся благодаря одному своему произведению. Конечно, было написано много больше. Но в широкой любительской среде они известны как «А, это тот, кто написал вот это, как это, там-там…».

Я не имею совсем никакого профессионального отношения к музыке, я просто благодарный слушатель. То, что я намерен писать, никак не факты истории музыки, а просто мои впечатления. Основные источники моего «вдохновения» — Ютюб и Википедия.

Хоакин Родриго (Joaquín Rodrigo Vidre)

Мальчик ослеп в трехлетнем возрасте вследствие болезни. Музыка стала его жизнью. Женился на турецкой пианистке. После этого, вплоть до окончания гражданской войны в Испании, жил, учился и работал в Париже.

Очень плодовитый автор и активный деятель. Список работ можно найти в Википедии. Наверное, в Испании их знают лучше нас. Для нас Родриго — автор Аранхуэсского концерта для гитары с оркестром (1940 г.), а еще точнее, адажио (2 часть) из него.

Это произведение, в отличие от того, что было описано в предыдущей статье, посвящено одной, вполне конкретной, женщине.

Аранхуэс — небольшой городок под Мадридом. Известен загородной королевской резиденцией и парками, в которых и провели медовый месяц Родриго с новобрачной. Воспоминания об этом времени и определяют содержание (если так можно выразиться) концерта.

Адажио (2 часть) окрашено особенной грустью и печалью. В то же время очень испанское. Оно было написано вскорости после того, как Родриго (как любят писать журналисты) был поставлен врачами перед выбором: сохранить женщину или ребенка. Напомню, в то время антибиотиков еще не было. Конечно, это просто красивая фраза, выбор был сделан однозначно. Вот тогда Хоакин пришел домой и написал это адажио. [Для справки: следующая беременность завершилась благополучно.]

При написании концерта автор столкнулся с серьезной проблемой: как сделать, чтобы оркестр своей мощью не заглушил гитару. Микшеров, позволяющих установить нереальные коэффициенты усиления, тогда не было. В результате получились как-бы сольные партии гитары, оркестра и отдельных его инструментов. Это надо иметь в виду при слушании.

Произведение (особенно адажио) исполняли практически все известные гитаристы. Гуглите!
Вот аж сам Пако де Лусия:

И конечно, оно обросло множеством вариаций:

Виолончель вместо кларнета (нет, это, скорее, английский рожок, такой вариант гобоя) Два гениальных слегка чокнутых мужика и потрясающее исполнение.


Просто оркестровое исполнение.


Музыку адажио превратили в песню, положив в основу вокала партию английского рожка. Собственно, «En Aranjuez con tu amor» это и есть название песни. Гитара практически пропала:

Пожалуй, лучшее исполнение — это Мастер!

Произведения Хоакина Родриго снискали большую популярность в Испании. Он много работал в сфере организации музыкальной жизни страны, много гастролировал, был удостоен многих почетных званий и наград.
Но во всем мире он известен в первую очередь как автор Аранхуэсского концерта. Король Хуан Карлос I присвоил ему титул первого Маркиза садов Аранхуэса, 1er Marqués de los Jardines de Aranjuez. Титул, конечно, декоративный, но сам жест великолепен!

Disclaimer. Все написанное здесь не подтверждается документами и другими пруфами, а является отражением впечатлений, сложившихся в моем сознании.
За более серьезной информацией рекомендую обратиться к Википедии и книгам.


Это была статья из подборки

О музыке | Записки Старого ворчуна | Дзен


Карта публикаций "Композиторы одного произведения"