Некоторые франшизы, исчисляющиеся несколькими десятками частей, имеют замечательное свойство "выдыхаться", уставать. Потому создатели прибегают к таким уловкам, как переработка предыдущего материала, переосмысление и нахождение новых путей развития. Тогда-то и создаются разнообразные "перезагрузки" франшиз, дающие свежий взгляд не только на историю, но и на геймплей.
Поговорим о первой игре первого перезапуска серии Tomb Raider, вспомним её сильные и слабые стороны и узнаем, почему игра до сих пор хороша.
С чистого листа
Все знают, что провальная Angel of Darkness и стала толчком к созданию Legend. Задача разработчиков была сложна: учесть и не повторить предыдущих ошибок, создать новую историю, интересную новичкам и "старичкам", и при этом сохранить дух оригинальных игр. Поэтому некоторые детали прошлого героини оставили, что-то переписали, поменяли косу на хвост, позволили наслаждаться руинами древних цивилизаций и, конечно же, собирать артефакты.
В сравнении с предыдущими частями серии, Legend получилась более динамичной, благодаря улучшенной анимации, отменной физике и концентрированному сюжету. Но даже так она полюбилась и ещё надолго запомнилась многим игрокам.
Любите и жалуйте - Лара Крофт
Центр истории - главная героиня, которая всё так же мила и привлекательна. Она целеустремленна, знает, чего хочет от жизни, и стремится достичь этого любыми способами. Способы варьируются от мягкого убеждения до применения силы. Лара остра на язык, хитра и эрудирована; имеет обширные знания в археологии, истории, мифологии, древних языках, мототехнике и многом другом.
Раз перед нами перезапуск, то и в образе появляются новые грани. Например, девушка сумела сохранить детское любопытство, которое и двигает её вперёд в поисках необходимого и открытия всех тайн. Она оптимистична и верит в собственные силы. Кроме того, дайте ей волю, и она изволит пошутить остроумно, блестяще.
Eng: - This must be our kindly professor's office space.
- Done up as spottily as his reputation.
- Said the pot to the kettle.
Рус: - Это должно быть офис нашего доброго профессора.
- Такой же заляпанный, как и его репутация.
- Сказал горшок чайнику. (т.е. сам такой же/не лучше)
В отличие от предыдущих игр, Лара сочувственно относится к тем, кто встал на её пути. Это не только наёмники, выполняющие чужой приказ, но и хищники, готовые броситься на человека. Она всегда предлагает антагонистам решить их конфронтацию мирным путём, но, если тот отказывается, ни в чём себя не винит.
Список умений также пополнился новыми пунктами: теперь Лара не просто бежит, перепрыгивает и карабкается куда-то, но может и исполнить связку акробатических трюков. Если использовать новые способности героини и возможности уровней, то можно почти из любой перестрелки выбираться живой.
Разнообразие гардероба поражает - уже в 2006 году понимали, что "шкурки" - наше всё. Некоторые образы имеют несколько цветовых вариантов (чёрные, розовые, синие, британские шорты или чёрное и красное платья), другие различаются не только по цвету, но и по деталям (чёрный и красный байкерский костюм, байкерский костюм без кожанки или синяя, оранжевая, розовая зимняя одежда, зимняя одежда без куртки). Другие же костюмы не используются по сюжету и открываются за выполнение особых условий, например, военная одежда, готический, спортивный костюмы и купальник. Можно даже примерить на себя облик Аманды Эверт.
Это, вроде бы, всё та же Лара Крофт, но появилась в ней новая изюминка.
Сообщники
Оговоримся, что относиться к Аманде можно двояко: она подруга юношества Лары и одновременно с этим эгоистичная стерва. Наверное, поэтому решение оставить её в живых далось Крофт тяжело. Она хотела загладить вину перед Амандой, начать всё заново (хотя, думается, она понимала, что это будет проблематично) и до последнего верила в их воссоединение, но Аманда идёт на поводу собственной ярости и плюёт на все предложения старой подруги.
Лара в предыдущих частях - одиночка, закрытая и холодная. Однако в Legend ей дают в помощь аж двух напарников - Алистера и Зипа, которые снабжают её недостающей информацией, внимательно наблюдают за действиями и комментируют их. Поэтому на фоне молчаливых и долгих локаций оригинальных игр новые кажутся быстрозаканчивающимися, при этом живыми. Лара доверяет напарникам размышления о происходящем, временами подшучивает, и всё же она держится несколько в стороне, не говоря о всех переживаниях, свалившихся на неё. И товарищи не давят, давая ей возможность иногда побыть с самой собой.
Отношения с другими знакомыми, например, Анаей и мистером Нишимура, развивались где-то за ширмой сюжетной канвы, а потому даны в устоявшемся состоянии: Лара допускает двусмысленность и иронию в разговорах с ними.
Eng: - Thank you, Nishimura-san. I'm very relieved to find you here.
- I am relieving myself too. What about Takamoto? Where he is?
- It depends on whether he was naughty or nice.
Рус: - Спасибо, Нишимура-сан. Я рада, что Вы оказались здесь.
- Я тоже этому рад. Что с Такамото? Где он?
- Зависит от того, хорошо он вёл себя или плохо.
Выделяется из этого списка дворецкий Винстон, уже знакомый "старичкам", но тоже обновлённый. Он беспрекословный помощник девушки, однако она скорее относится к нему, как к равному, нежели чернорабочему: Лара не приказывает, а приглашает его посмотреть на меч в камне, просит помощи в поиске Ключа Галали.
Противники
В списке антагонистов затесались не только богатые и жадные до власти и силы люди, но и фантастические существа. Впечатляет гигантская змея в водостоках Англии и ужасает древнее существо, найденное в руинах недалеко от Параисо. Даже не знаю, которое будет более ирреальным.
Джеймс Ратланд - мажорный американец, выросший в роскоши и привыкший получать всё, что ни пожелает. Как он докатился до такой жизни - неизвестно, но он первым маячит перед глазами Лары, демонстрируя часть меча. Его не интересуют исторические и тем более мифологические подробности касательно артефакта, он всего лишь хочет собрать меч, чтобы а) получить большую силу, б) удовлетворить Аманду.
Шого Такамото - босс якудза, суровый и деспотичный. Ценитель искусства, правда, некоторые, если не все, предметы его коллекции были краденными. Он тоже любит получать всё, что душа велит, и не терпит отказов. Однако в отличие от Ратланда, ему достаточно той части меча, которой он владеет. Наконечник для него - символ превосходства японского народа над европейскими.
Аманда Эверт - давняя подруга Лары, считавшаяся погибшей во время инцидента на раскопках. Выжила благодаря вызволенному демону, разорвала все прошлые связи и установила себе цель попасть на Авалон. Предположим, что случилось это как раз, когда демоническая сила воскресила Аманду, и она добралась до гробницы королевы тиуанако. Девушка весьма злобная ко всем, кто идёт против неё, эгоистичная и психопатичная. У неё уже есть сила, а потому ею руководит простая идея отправиться в лучший мир.
Кроме этого, периодически приходится сражаться с наёмниками Ратланда или Такамото, голодными ягуарами и барсами, натренированными собаками.
Наполнение миров
Пропустим анализ мифологических отсылок и древних цивилизаций, поскольку на канале уже есть статьи, посвященные этим темам.
Разнообразие локаций замечательно: мы побываем и в густых джунглях Западной Африки, и среди инкских руин, и в шумном, вечно бурлящем жизнью Токио, и на холодной советской базе, и даже расхитим заброшенный музей в Англии. Разработчики не скупятся на места и закидывают нас то в дикие земли, то в давящую цивилизацию, то в скрытый от людских глаз мир, то в места, оставленные множество веков или несколько лет назад. В отличие от горемычной Angel of Darkness, Legend делает упор на интересных, поражающих воображение городского человека местах.
Eng: - Oh, that's where we put the temple.
- Grand entrances are always impractical. It's what makes them grand.
Рус: - О-о, так вот где храм-то, оказывается.
- Роскошные входы всегда непрактичны. Это делает их громоздкими.
На каждой локации есть коридоры, заманивающие наскальными скульптурами, древними рисунками или устраивающие смертельные игры; есть обширные локации с простенькими по содержанию, но сложноватыми по исполнению головоломками. Движение происходит не только вверх-вниз, но и вдоль, и вглубь, и через многочисленные препятствия. Временами может складываться ощущение, что какое бы место ни посетила Лара, оно будет жаждать её убить. И да, вас заставят убегать от катящегося шара.
Всюду разбросаны артефакты: для каждого уровня свои аутентичные безделушки, разделяющиеся по лёгкости/сложности нахождения на бронзовые, серебряные и золотые. Например, в Англии собираем кресты, в Японии - статуэтки Будды, в Казахстане - энергетические шары и т.д. Сбор необязателен, но артефакты откроют новые костюмы, концепт-арты, дополнительную информацию о местах и персонажах.
Как говорилось выше, Лара, Зип и Алистер по ходу прохождения комментируют то, что видят, и часто рассказывают занимательные истории, которые умело вплетены в сюжет. Это отличный способ погрузить игрока в мир дышащей жизнью мифологии, т.е. не просто дать ему интересную историю на пару часов, а именно мир, полный нюансов и подтекстов. Создатели в какой-то степени даже играются с нами, ожидая, распознаем ли мы отсылки или пропустим мимо.
Темы, темы, темы
Казалось бы, прошёл игру - забыл, но автора статьи она держит уже добрых 10 лет, если не больше. Всё потому, что Legend не просто является отличным ребутом, чрезвычайно красива, бросает тебе вызов, а она даёт пищу для размышлений. Конечно, на плаву здесь торчит авантюрное приключение привлекательной девушки, распутывающей клубок прошлого. Но стоит копнуть глубже, и понимаешь, что смыслам в игре нет конца.
Миф и реальность
Откуда происходит миф, что было в его основе: воображение человека или что-то, что имело место в реальности? С воображением всё ясно, но что если миф основывается на действительности, что, если мы можем прикоснуться к чудесному даже сейчас?
Eng: - You're so smart, Lara. Do you know why the Soviets called their project "Carbonek"?
- It's the castle where Lancelot sought the Holy Grail. Not the first connection to Arthurian myth I've come across.
- "Myth", she calls it. A limited word for a limited perspective.
Рус: - Ты так умна, Лара. Знаешь ли ты, почему Советы назвали этот проект "Карбонек"?
- Это замок, где Ланселот искал Святой Грааль. Уже не первая связь с мифом о Короле Артуре, на которую я наткнулась.
- "Миф", говорит она. Ограниченное слово для ограниченной перспективы.
Собственно, в нефантастичность мифов верит Аманда, которая на себе испытала влияние магической силы, и она не желает останавливаться только на вере - необходимо доказательство истинности мифа. Лара же относится к открывающейся истине с любопытством, хотя иногда проскальзывает неверие, ведь она лишь в конце понимает, что Авалон - реальное место, как Параисо, Токио или военная база в Казахстане.
Прошлое, настоящее и будущее
Что есть время? Как течёт время? Почему мы, находясь в настоящем, так сильно обеспокоены прошлым и боимся будущего? Возможны ли "потоки времён", сплетающиеся между собой, влияющие друг на друга?
Прошлое в игре связано не только с древними храмами, нашёптывающими истории далёких правителей, мифами, но и с персонажами. Лара часто вспоминает детство, авиакатастрофу и пропажу Амелии Крофт, встреча с Ратландом заставляет отправиться к закрытой стоянке археологов, где она снова вспоминает катастрофу. Аманда также не может забыть тот страшный день, но прошлое рождает в ней не грусть, как в Ларе, а ненависть.
Финальная сцена вызывает больше вопросов, чем ответов, однако факт на лицо: между порталами образовалась временная синхронизация, девушки увидели исчезновение Амелии Крофт и даже поспособствовали ему.
Геймплей
Самое вкусное и самое важное напоследок. Почему, как бы странно это ни звучало, игра держит уже несколько лет и не отпускает? Реиграбельность. Без сомнения, положение и количество врагов не меняется, головоломки не становятся сложнее, локации не перестраиваются, но проходить уровни не надоедает, поскольку делать это можно как душе угодно: с любым оружием, без оружия, используя окружение, или гранаты, или ближний бой, а можно разблокировать Экскалибур и Пожирателя душ и разбрасывать никчёмных людишек по сторонам. Можно воспользоваться читами, любезно подаренными разработчиками за прохождение уровней на время и за найденные артефакты. Можно в жаркие тропики надеть зимний костюм, а в ледяные воды Непала накинуть вечернее платье - выбор за вами. Можно извалять Лару в грязи и с наслаждением окунуть её в воду, можно в поместье побегать в одном купальнике, не стесняясь других обитателей - вы свободны в вашем извращении.
Управление лёгкое и удобное, нет необходимости заглядывать в инвентарь (потому что его нет), лечение и смена оружия происходят по нажатию кнопки. Предметов, необходимых для прохождения, типа ключей, отсутствующих кнопок, нет - работать необходимо с тем, что дано на уровнях.
Длинных и скучных проходов по минимуму: постоянно приходится то сражаться, то взбираться куда-то, то гнать на мотоцикле, то двигать тяжеленые клетки и валуны, то плыть в чистейших реках, то ещё много и много чего. Параллельно с этим хочется найти все артефакты, заглянуть в каждый уголок и расхитить все гробницы.
Eng: - Don't ever do that again!
- Not on that bike I won't.
Рус: - Никогда больше так не делай!
- На этом мотоцикле не буду.
16 лет спустя
Если сегодня вы решитесь вспомнить молодость и загрузить Legend, то будете приятно удивлены, ведь игра ничуть не потеряла в своём очаровании, увлекательности и глубине. Конечно, она далека от новейших высокодетализированных игр (режим нового поколения улучает картинку, но даже он местами не спасает), но она хороша и без этого. Локации, персонажи отменно проработаны, без излишеств и недостач. Сюжет цепляет простотой и запутанностью одновременно, с периодическим глубоким погружением в мифологию. Управление податливое и мягкое, анимации приятные, реагирование мира отличное, а главное - постоянное. Движения, мимика и озвучка персонажей превосходные, близкие кинематографическим.
Прекрасная игра прекрасна в любое время. Поэтому вы смело можете приобщиться к данному шедевру и в 2022 году.
Пишите в комментариях своё мнение об игре, если уже играли или только хотите попробовать.
Спасибо за внимание! Чтобы не пропустить ничего интересного, подписывайтесь на канал, заглядывайте в Телеграм! :-)
#tomb raider legend #tomb raider #tomb raider обзор #pc games #компьютерные игры #мифология #обзоры #lara croft #лара крофт