"Театр уж полон, ложи блещут, партер и кресла, все кипит, в райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит"
При упоминании "Евгения Онегина" я прежде всего вспоминаю именно эти строки. Очень театральное произведение, прямо создано для сцены. Все в нём есть - и завязка и кульминация и правильное завершение, хорошие счастливы, плохие наказаны, мораль торжествует, прекрасные стихи, созданные, чтобы их пели, и музыка Чайковского, такая сильная, гармоничная, иллюстрирующая любое движение души, то убаюкивающая, то тревожная, нарастающая до кульминации и торжествующая, наконец.
Но, несмотря на все эти достоинства и мою огромную любовь к Пушкину вообще и "Евгению Онегину" в частности, на одноименную оперу я ходила очень-очень давно, и совершенно не собиралась вновь. Почему-то, именно эта опера ассоциировалась со скукой.
Послушать "Евгения Онегина" в этот раз меня сподвиг заявленный состав исполнителей - Елена Разгуляева (Татьяна) и Сергей Плешивцев (Гремин). Разгуляева потрясла меня в роли леди Макбет, а Плешивцева в Макбете мне не хватило, слишком быстро его персонажа убили.
Первая картина оперы меня не увлекла, пейзанский пасторали, народные песни на фоне забора, скорее подошедшего какой-нибудь более древней истории, чем дворянскому поместью 19 века, квартеты, когда на мой дилетантский вкус, каждый поет свое и русский текст мешает воспринимать общую мелодию. В общем, я для себя решила, что, наверное, это просто не моя опера.
Но, занавес закрылся и во второй картине изменилось - всё!
Минимализм декораций, на сцене только софа, стол и стул. Правда несколько смущал какой-то итальяский вид из окна на заднике, в противовес древности первой картины, но это ладно)
Во второй картине я попала вновь под обаяние Разгуляевой, её Татьяна, тоненькая, игривая, юная, голос звучал небесной свирелью, знакомые пушкинские строки, письмо Татьяны к Онегину, летящие осенние листья и смятые бумажные листы письма.
В третьей картине объяснения Онегина (Алексей Бублик) и Татьяны я уже поняла, что опера вполне моя, Чайковский прекрасен, страстей вполне хватает, голоса великолепны, герои классические и можно наслаждаться действом.
Интересно была выстроена сцена бала у Лариных, в ней центральным для меня стало выступление француза Трике. Алексей Смирнов нравится мне от спектакля к спектаклю всё больше, его месье Трике был таким обаятельным, милым, а тенором Смирнова я просто заслушалась. Жаль, мало его было в этой опере), такой свободный и сильный, чистый голос!
В сцене дуэли царил Ленский (Роман Крукович). Слушая арии Ленского, такие известные и привычные для русского уха, я вспоминала Козловского. Хотя голос Круковича совсем иной, но он смог так актерски точно передать страдания, метания и светлую грусть своего героя, что я в этой постановке не могла не грустить вместе с ним над "златыми днями", которые, увы, удалились. Картина дуэли решена великолепно, тоже минимальными средствами, однако пробирает до мурашек, этот снег и отнятая так глупо жизнь.
Сцена петербургского бала восхитила яркими декорациями и платьями дам. Я, конечно, ждала Гремина с его "любви все возрасты покорны". И дождавшись, восхитилась, кроме мощного баса, великолепной дикцией Сергея Плешивцева. Просто наслаждение слушать такое исполнение! Каждое слово и нота как ограненный брилиант.
Финальная сцена на фоне Петропавловки, в холодной перербургской гостиной стала заслуженной кульминацией оперы. Все было в ней - грандиозная музыка Чайковского, спасибо Виталию Шевелеву, оркестр на высоте, как всегда, Татьяна в алом платье, " я вас люблю, к чему лукавить! Но я другому отдана, и буду век ему верна!", Онегин на коленях, и финальное "Позор! Тоска! О, тяжкий жребий мой!" И падающий занавес.
Как точка в истории. Мощный финал.
Он мне напомнил финал "Травиаты", в той постановке, в которой героиня поет последнюю арию стоя на кровати и с последней нотой падает белый полог. Очень впечатляюще, сколько видела, до мурашек каждый раз. Вот и в этом случае очень похожее чувство.
Уходила со спектакля я с чувством, что Чайковский все таки не просто так является наверное самым известным классическим композитором и нравится абсолютному большинству людей. Что то волшебное есть в его музыке. Торжество добра и надежда на счастье.
Надо бы сходить на "Пиковую даму". Интересно, Елена Разгуляева её поет?)