Найти тему
ГлавПахарь

ТОП-8 автомобильных гигантов, ранее производивших тракторы для сельского хозяйства

Lanz Bulldog, Holt, Avery, McCormick-Deering, Farmall, Titan, International Farmall, Oliver, Augustin, Labourier, Pampa, Normag-Zorge, Someca, David Brown, Hurlimann, Allis-Chalmers, Pioneer, Fairbanks-Morse, Twin City, York, Big Four, Rumely Oilpull, Minneapolis, Hart-Parr, Marshall — вот лишь немногие тракторные бренды, о которых мы теперь можем узнать только на профильных аукционах ретро-техники или на исторических страницах сельхозмашиностроительной литературы.

Со времен эпохи промышленной революции, по сути ознаменовавшей век первых тракторов, паровых двигателей и механизации сельского хозяйства, утекло много воды. Какие-то бренды выдержали конкуренцию от начала начал и до сегодняшних реалий, какие-то — интегрировались друг в друга, масштабировались и трансформировались под новые условия, а какие-то — не выдержали конкуренцию и навсегда пропали с машиностроительной арены.

При этом страницы истории хранят информацию не только о культовых исконно сельхозмашиностроительных компаниях, но и о фирмах, которые в настоящее время известны нам далеко не как производители тракторов, а как крупнейшие автомобильные гиганты, создающие легковые и грузовые машины для различных нужд.

Большинство наших читателей наверняка знают, что производством тракторов в свое время занимались Ford, Renault, Porsche, Mercedes-Benz и даже Citroen, Fiat, Volvo и Lamborghini. Именно о данных компаниях и их продуктах мы хотим поговорить в данной статье.

«ГлавПахарь» предлагает вспомнить и составить ТОП-8 автомобильных гигантов, ранее производивших тракторы для сельского хозяйства.

Фото: trekkeronline.nl
Фото: trekkeronline.nl

Ford/Fordson

Пожалуй, больше всего внимания, в первую очередь, заслуживает культовый бренд Ford. Это без преувеличения компания, чьи продукты и тракторы изменили мир и навсегда перевернули сельское хозяйство.

Основатель Генри Форд долгое время вынашивал идею создать трактор для того, чтобы облегчить работу в агрохозяйствах, однако сначала все-таки занялся производством автомобилей, следуя рекомендациям своего совета директоров. При этом все же в рамках деятельности компании Fordson Генри Форд выпускал тракторы, долгий период отвечавшие всем требованиям того времени и заставлявшие других производителей реагировать на их появление целыми сериями все более и более современной агротехники.

Fordson выпускал тракторы в США с 1917 по 1928 год, в Ирландии с 1919 по 1932 год и в Великобритании с 1933 по 1964 год. У техники была и советская копия Fordson, производившаяся в 1924-1932 годах на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде, известная как Фордзон-Путиловец, по сути, также ознаменовавшая старт развития, но уже отечественного тракторостроения.

Первый опытный образец трактора с двигателем внутреннего сгорания был представлен конструкторами Ford еще в 1907 году, однако эта конструкция осталась невостребованной. Генри Форд вернулся к тракторной теме в 1915 году, выставив опытный образец на Мичиганской сельскохозяйственной выставке техники и технологий. Миноритарные акционеры, владевшие в то время 41,5 % акций Ford Motor Company, жёстко заблокировали любое отвлечение средств на эксперименты с тракторами, поэтому в 1916 году Форду и его сыну Эдселу пришлось, уже как частным лицам, организовать новую независимую компанию Henry Ford and Son. Её продукцией как раз-таки и стала торговая марка тракторов Fordson.

Первая модель трактора Fordson F строилась на конвейере и выпускалась огромными тиражами (до 1932 года было выпущено 750 тыс тракторов). Это был трактор с четырехцилиндровым рядным двигателем с системой водяного охлаждения мощностью 10 л.с. при тяговом усилии 20 л.с. на шкиве. Вес агрегата составлял 1325 кг. Первый крупный заказ поступил в мае 1917 года, еще до развертывания производства. Правительство Великобритании, озабоченное продовольственным кризисом военного времени, организовало распашку целинных земель и договорилось с Фордом о поставке сразу 5000 машин по цене «себестоимость плюс 50 долларов». В связи с этим Форд построил тракторный завод в Ирландии, точнее переоборудовал под него бывшую судоверфь.

Фото: hsmedia.ru.  Генри Форд и его первые автомобили
Фото: hsmedia.ru. Генри Форд и его первые автомобили
https://heritagemachines.com.  Первый культовый трактор Ford Fordson F
https://heritagemachines.com. Первый культовый трактор Ford Fordson F

Несмотря на огромную дилерскую и дистрибьюторскую сеть и популярность тракторов, в 1928 году производство тракторов марки Fordson в США было прекращено, но при этом оно полностью перебазировалось в Великобританию и Ирландию.

В 1933 году на рынок вышла еще одна культовая серия N, модель также пользовалась огромной популярностью, немаловажным и предопределяющим фактором которой стал контракт на поставку английскому Министерству вооружений для компенсации нехватки тракторов в стране в послевоенные годы. Выпускаемые с конвейера в Корке тракторы Fordson N отличались более объемным двигателем мощностью 30 л.с., более массивной передней осью, магнитным зажиганием, более длинными задними крыльями, которые снижали риск опрокидывания агрегата при значительном тяговом усилии. Пик производства Fordson N пришелся на 1945 год, когда с базы предприятия вышло около 236 тыс. тракторов. Машины имели несколько вариаций не только для АПК, но и специально для нужд армии.

Первая послевоенная модель тракторов Ford N series была разработана в партнерстве с изобретателем трехточечной навески Генри Фергюсоном. После смерти Генри Форда старшего в 1945 году, руководство фирмой перешло к его внуку Генри Форду-младшему, который разорвал все договоренности с Фергюсон и заполучил лицензию на подъемный механизм Фергюсона. Так, на рынке появились новые тракторы Fordson 8N и 9N с V-образными двигателями, разделенными надвое и заимствованными у автомобилей задним мостом и тормозной системой.

wikimedia.org. Первые тракторы Fordson серии N
wikimedia.org. Первые тракторы Fordson серии N
Фото: https://i.pinimg.com/. Fordson 8N
Фото: https://i.pinimg.com/. Fordson 8N

Появление данных агрегатов стало предметом одного из самых громких и дорогостоящих судебных дел в истории сельхозмашиностроения между американским гигантом и ирландским инженером. По сути Ford решил не упоминать Фергюсона и присвоить себе все права по созданию подъемного механизма. Суд по патентным правам продлился с 1948 по 1952 год.

Его итогом стала победа Фергюсона, который за время разбирательств не только собрал аналогичные 8N и 9N модели тракторов Ferguson TE20 и Massey-Ferguson FX35 (отличались только горизонтальной решеткой радиатора, четырехскоростной КПП и двигателем с запорными клапанами мощностью 20 л.с.), но и в итоге получил от Форда 10 млн долларов компенсации, что в то время было астрономической суммой.

Еще одним поворотным пунктом в истории фордовского тракторостроения стал 1964 год, когда все тракторы получили наименование Ford и фирменный голубой цвет, а отделения в Англии потеряли былую самостоятельность. С 1965 года компания начинает создавать совершенно новые тракторы серий 2000, 3000, 4000 и 5000 мощностью от 30 до 65 л.с. А с 1977 года бренд выводит новые революционные тракторы 6700 и 7700 мощностью до 70 л.с., которые отлично продаются до 1981 года. За ними следует и еще более крупная и мощная линейка тракторов 8000 серии. В дальнейшем Ford так и оставался приверженцем тракторов классической компоновки мощностью от 70 до 150 л.с.

Лихие 90-е становятся датой рождения тракторов Ford 8830 (с шестицилиндровыми двигателями мощностью 180 л.с. и КПП Dual Power с 16 скоростями переднего и 4 скоростями заднего хода) и тракторов Ford 8840, которые становятся одними из последних машин, проданных с фирменным логотипом Ford на корпусе.

Фото: gruzovik.com.  Ford 8630
Фото: gruzovik.com. Ford 8630

Вскоре после всех потрясений Ford приобрел консорциум Sperry-New-Holland и стал одним из крупнейших производителей сельхозтехники в мире. Но ноша оказалась слишком тяжелой и в 1991 году тракторное подразделение Ford было продано группе Fiat, которое впоследствии было преобразовано в уже известную простому обывателю корпорацию CNH Industrial. По обоюдному соглашению сторон, торговая марка Ford исчезла с капотов тракторов в 2000 году.

✔ Продолжение статьи читайте на портале "ГлавПахарь"!

Расскажем, какие тракторы выпускали Renault, Porsche, Mercedes-Benz, Citroen, Fiat, Volvo и Lamborghini !

ТОП-8 автомобильных гигантов, ранее производивших тракторы для сельского хозяйства — Всё о сельхозтехнике glavpahar.ru

#ретротехника #трактор #сельхозтехника

Авто
5,66 млн интересуются