Найти тему
Виктор Никитин

Пять самых известных "ляпов" Битлз

Битлз
Битлз

Поклонники Битлз, как впрочем, и любой другой группы, не терпят никакой критики в адрес своих кумиров. Они великие - и точка! У них нет недостатков. Однажды я написал статью о записи песни All You Need Is Love, где у Харрисона "не очень хорошо получилось соло в середине песни", которое критики и специалисты назвали ошибкой. Что тут началось! "У Битлз не может быть ошибок" - это общий заголовок многих отзывов. Оказалось, что мы с вами, слушая песни Битлз уже в тысячный раз, приняли их ошибки (оплошности, срывы, недочеты и тд) за стандарт. И уже по-другому их песни не вопринимаем. Так, как они записаны на альбомах - это стандарт звучания. Так оно и должно было быть! Но только ли в All You Need Is Love такое случилось? Оказывается нет. Ниже привожу несколько таких "ошибок" или "ляпов" Битлз. Специально взял слово "ошибки" в кавычки. Может быть вы найдете другой синоним.

Итак - пять классических песен Битлз, которые могли бы звучать по-другому.

"Несчастные случаи"(accidents - по-английски) были заложены в саму ДНК "Битлз". С самого начала The Fab Four экспериментировали с любыми звуками и звуковыми эффектами, которые только можно было создать, будь то гитарные соло в обратном направлении, "неправильная" игра Ринго Старра или даже "неправильно" подобранные и неожиданные эффекты.

Период середины 60-х дал толчок бурному развитию техники звукозаписи. Битлз были впереди планеты всей в этом направлении, ведомые великим Джорджем Мартином. Понятно, что на этом пути были и ошибки, и неудачи, но в целом они оставили такой пласт музыки, что с этим не сравниться никакая другая группа или сольный исполнитель. Поэтому найти у Битлз ошибку - самое милое дело и этим занимаются критики уже не первый десяток лет. Новая техника звукозаписи вдохновляла не только артистов, создававших их, но и поклонников и слушателей.

“Одна из особенностей "Битлз" заключается в том, что мы замечали эти "несчастные случаи". Но мы действовали в соответствии с ними”, - объяснил Маккартни в своей недавно выпущенной книге. “Когда у нас случайно проигрывалась кассета в обратном направлении, мы останавливались и спрашивали: "Что это?" Многие другие люди говорили: "О Боже, что это за чертов шум?’ Но нам всегда нравилось отвлекаться на эти идеи”.

В творчестве группы всегда было что-то притягательное, и их способность не только понимать искру артистизма, но и превращать эти искры в ревущее пламя творчества - это то, что всегда отличало их от массы рок-групп, заполонивших тогдашний эфир. Ниже привожу некоторые из лучших "ляпов" группы:

‘I Feel Fine’

Во время записи материала для альбома 1964 года Beatles for Sale группа приступила к масштабной девятичасовой сессии звукозаписи. В этот конкретный день группа записала не менее восьми песен, включая бОльшую часть каверов, которые появятся потом на альбоме. День начался с того, что они закончили "Eight Days a Week", песню, которую рассматривали как потенциальный сингл. С ней покончили быстро, и группа перешла к другому потенциальному синглу, ‘I Feel Fine’ Джона Леннона.

После нескольких дублей группа отложила свои инструменты и пошла в кабинку звукорежиссера, чтобы послушать запись. Когда Леннон поставил свою электроакустическую гитару напротив басового усилителя Маккартни, студия наполнилась жутким звуком.

“Мы как раз собирались пойти, чтобы послушать дубль, когда Джон прислонил свою гитару к усилителю”, - вспоминал Маккартни. “Я все еще ярко вижу, как он это делает. Ему бы сначала следовало выключить гитару. Но он этого не сделал и гитара была включена, и Джон просто прислонил ее к усилителю, когда раздалось: "Ннннннваххххх!" Мы спросили: "Что это было?’Волшебник?" Мартин сказал: ”Нет, это "обратная связь". "Ничего себе, это отличный звук!""

Поскольку в те дни "обратная связь" считалась помехой или звуковым искажением, продюсер группы должен был убрать эту помеху, но группа настояла на том, чтобы сохранить ее и вставить в начало трека.

“Там был Джордж Мартин, и мы спросили: ”Можем ли мы записать это на пластинку?" - продолжил Пол. “Ну, я полагаю, что можно"- сказал Мартин. Мы смогли вставить это искажение в начало песни и разместить ее на А-стороне сингла. Это было наше открытие, "несчастный случай", вызванный тем, что невнимательный Джон прислонтл свою гитару к моему усилителю”.

Ну и вот как это звучит на сингле.

‘Ob-La-Di, Ob-La-Da’

Есть не так много песен, которые разделяют поклонников Beatles на группы так резко, как классическая мелодия Маккартни "а-ла мюзик-холл" или регги "Ob-La-Di, Ob-La-Da". Песня отличается редким веселым прыгающим ритмом, создающим настроение праздника. Но и показывает возможности группы, и даже какое-то самодовольство Маккартни, и безусловно является частью истории группы. Однако, если вы действительно один из тех фанатов, которые ненавидят каждую ноту в этой песне (а такие есть, даже внутри группы мнения о ней разделились), тогда считайте, что я вам подкинул решающий фактор для ссоры со всеми остальными, кто считает ее одной из лучших песен Битлз.

Песня на самом деле содержит ошибку. В последнем куплете трека Маккартни меняет местами призвания двух своих главных героев, Дезмонда и Молли Джонс. Во время записи автору песни сообщили об ошибке, но он решил оставить ее без исправления. Наверное, чтобы потом его спрашивали почему он не исправил эту оплошность.

Вот предпоследний куплет:

Happy ever after in the market place

Desmond lets the children lend a hand

Molly stays at home and does her pretty face

And in the evening, she still sings it with the band (yes)

А вот последний, где Пол поменял местами Дезмонда и Молли:

Happy ever after in the market place

Molly lets the children lend a hand

Desmond stays at home and does his pretty face

And in the evening, she's a singer with the band (yeah)

‘Rain’

Игра с различными эффектами иногда может быть скучной, но иногда также может привести к случайному совершенству. Это справедливо можно сказать и о песне Beatles ‘Rain’.

“После того, как мы отыграли сессии над этой конкретной песней – она закончилась примерно в четыре или пять утра – я пошел домой с записью, чтобы посмотреть, что еще можно с ней сделать”, - однажды объяснил Леннон. “И я вроде как очень устал, не очень понимая, что я делаю, и я просто случайно записал эту песню на свой собственный магнитофон, но вышло задом наперед. И мне это понравилось больше. Вот так это произошло”.

Сам того не желая, Леннон записал первую часть ленты в обратную сторону, и все это произошло потому, что он был под кайфом. "В этот период группа активно экспериментировала с необычными звуковыми эффектами, в полной мере реализованными на выпущенном четыре месяца спустя «Револьвере». Одним из приёмов, использованных звукоинженером обеих сессий Джеффом Эмериком для изменения звуковой текстуры композиции, стала запись фонового трека на увеличенной скорости. При проигрывании ленты на обычной скорости «музыка приобрела радикально иное тональное качество». Сходный приём — запись при замедленной работе лентопротяжного механизма с последующим воспроизведением в обычном режиме — был использован для изменения тональности основного вокала Леннона. Финал «Дождя», содержащий фрагменты инвертированной фонограммы вокала со словами «when the sun shines» (когда светит солнце), «rain» (дождь) и «if the rain comes, they run and hide their heads» (если идёт дождь, они убегают и прячут головы), считается первым в истории случаем применения подобного эффекта в популярной музыке. Авторство идеи в разное время приписывали себе сам Леннон и музыкальный продюсер группы Джордж Мартин"(Википедия). В интервью журналу Playboy в 1980 году Леннон признался:

“Я вернулся домой из студии и был сильно под воздействием марихуаны... и, как я обычно делаю, я прослушал то, что записал в тот день. Каким-то образом все пошло задом наперед, и я сидел там, как вкопанный, в наушниках, с большим косяком гашиша. Я прибежал на следующий день и сказал: "Я знаю, что с этим делать, я знаю… послушайте это!" Я заставил их всех воспроизвести эту песню задом наперед. The fade - это то, что я на самом деле делаю голосом, а гитары звучат задом наперед. (поет) "Делитесь своими мыслями!" Это был дар Божий… на самом деле Джа — Бог марихуаны, верно? Так что Джа помог мне.”

‘Hey Jude’

Несомненно, самая популярная песня группы среди всех других, трек, который Маккартни написал для сына Джона Леннона Джулиана, войдет в историю как, возможно, самая чистая квинтэссенция творчества группы. Искрометный, торжественный и все, что между ними, этот трек - настоящий гимн для всех, кто его слышал. Но в песне действительно есть ошибка, которую большинство сочтет невероятно удивительной.

Во время расцвета группы их безупречный имидж помогал продавать их пластинки по всему миру. Чисто выбритые и улыбающиеся от уха до уха, группа представляла собой идеальный бойз-бэнд. Конечно, теперь, когда мы знаем немного больше о озорных прическах "под швабру", мы можем сказать, что они были далеки от безупречной чистоты.

В этой песне (на 2:58) мы слышим их озорную сторону, так как вы можете услышать, как Маккартни говорит “f** king hell” по поводу неправильно взятого аккорда. Это происходит вскоре после того, как Маккартни впервые поет “Then you can start, to make it better”. Прослушал несколько раз и услышал еле-еле слышимое выражение Маккартни. Сильно приглушенное.

‘Her Majesty’

"Her Majesty", которую часто считают предсмертным шепотом группы из-за ее размещения в качестве последнего трека на "Abbey Road", возможно, и не возглавляет список любимых песен каждого, но в ней действительно есть скрытая жемчужина ошибки, если вы послушаете ее достаточно внимательно. Песня приписывается авторству Леннона и Маккартни и вышла в 1969 году. Это заключительная песня на альбоме, которая отсутствовала в трек-листе первоначального LP-издания альбома и начинается спустя 14 секунд после песни «The End», поэтому критики считают эту песню одним из первых скрытых треков в рок-музыке.

Хотя она длится всего 26 секунд, в "Ее Величестве" есть что-то привлекательное и прекрасное. Маккартни сказал в 1969 году: “Это было просто… Я был в Шотландии и как раз сочинял эту простенькую мелодию. Я никогда не могу объяснить, например, из чего получаются мелодии. Я просто написал это в шутку.” Невинная и радостная, которая ставит ее в один ряд с вышеупомянутыми треками. Менее чем за 30 секунд, она выстреливает без раскачки, но, как и положено отличным стрелкам, она попадает точно в цель с первого выстрела.

Однако первоначально песня была буквально выброшена после того, как Маккартни решил, что прикрепить ее к концу знаменитого попурри на Abbey Road не получится. Однако второй инженер Джон Курландер вместо этого оставил ее в конце чернового микса. На рабочей коробке он написал "Оставить "Her Majesty" отдельно от попурри". Группе понравился такой вариант альбома, и поэтому они включили ее в свой финальный релиз, сохранив последний аккорд из "Mean Mr. Mustard" в начале трека.

Вот такие истории с песнями Битлз. "Ляп" не всегда ошибка. Особенно у великих.

Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.

Еще о Битлз: