Найти в Дзене
Народы, Времена, Герои

Золотые правила гитариста-самоучки и немного прекрасного

Оглавление
Это внеочередная и не попадающая в тематику канала статья, посвященная игре на гитаре. Хотел было поделиться в комментариях, но потом подумал, что, вероятно, это может пригодиться более чем одному человеку, и решил разместить статьей.

Некогда я написал эти рекомендации одному менее опытному коллеге-гитаристу, сохранив текст на компе. Теперь решил выложить для всеобщего пользования.

Здесь приведены правила, которые мы с женой выработали за свою гитарную жизнь, исходя не из идеальных, а из реальных условий.

-2

Итак, правило первое:

«Хоть 5 минут, но играть!»

У меня было два раза, когда из-за чрезмерной загруженности я пропустил 2-3 месяца. Потом мне потребовалось еще около 1,5 месяцев, чтобы прийти в ту же форму, что была до перерыва.

Потом, по здравому размышлению, я пришел к выводу, что из этих 2–3 месяцев (60–90 дней) у меня реально было не более 15 дней, когда я и в самом деле не имел возможности играть. Всё остальное – привычка пропускать.

Получается, что я впустую потерял не менее 45 дней. Если добавить те 45 дней, которые потребовались на возвращение формы, то получится 90 (а то и 120) дней чистых потерь.

Если бы я делал хоть что-то, то в строй вернулся бы за несколько дней, если вообще были бы потери.

Поэтому хоть дождь, хоть снег, хоть атомная война – но играть буду. 5 минут найти можно всегда, и часто обнаруживаешь, что 5 минут можно превратить в полчаса, а то и больше. К этому нужно относиться как к чистке зубов: на этом деле никто время не экономит.

Отсюда второе правило

«Ловим попутные ветры»

-3

Заранее нужно приготовиться к тому, что вам регулярно будет что-то мешать. Но что-то будет и помогать. Задача – научиться уходить от враждебных воздействий и ловить положительные.

Мне помогает настрой «а-ля преследование». Комфорта не было и не будет, поэтому нужно выловить любой ветерок, который будет дуть в наши паруса. 5 мин там, 5 мин сям, а в итоге можно собрать довольно многое. Соответственно, нужно помнить о цели, к которой стремимся. Всегда помнить, с самого пробуждения.

Чай пью с гитарой, если с семьей разговариваю – гитару в руки, и если фильм наводит на мысль, что он не из мировой сокровищницы – то просмотр только под упражнения. И т. д.

Правило №3: «Упражнения – наше почти всё»

-4

Если нет времени на что-то сложное – делаем ОФП. Принцип позаимствован из спорта. Большинство спотыкается именно на этом: не имея возможности сделать что-то серьезное, не делают вообще ничего.

Между тем, несколько упражнений, которые чередуются изо дня в день (например, гаммы, аккорды и их последовательности, легато, арпеджио…) очень недурно держат форму и, когда появится время, можно будет заметить, что по прошествии некоторого времени даже краткая практика в них приносит результат, который будет виден в произведениях.

Да и редко на самом деле бывает такое, чтобы в течение, скажем 2-х месяцев, у вас ни нашлось ни дня, когда можно позаниматься по нормальному.

Еще раз: упражнения – наша база, с которой можно стартануть в нужном направлении.

Правило №4: «Воображение – сила»

-5

Когда-то давно заметил, что у меня, как и у, наверное, всех, есть места в произведении, которые играются как по маслу, и такие, на которых могу споткнуться.

Зачастую причина в том, что игра является рефлекторной. Она просто вбита в пальцы, но не в сознание: она зазубрена.

Если кто-то остановит, начать с того же момента почти невозможно. Поразмыслив пришел к выводу, что по настоящему я владею только теми участками произведения, которые могу проиграть в уме, зная, куда и какой палец ставить.

После этого я стал заучивать произведения (и упры) таким образом, чтобы можно было проиграть их в уме. Оказалось, что почти всё, что я могу сделать в уме, я без особого труда могу сделать с инструментом.

Разумеется, это не улучшает, скажем, растяжку или скорость, но точность улучшает колоссально (кстати, нехватка точности часто является причиной нехватки скорости)! Потом на грифе ориентируешься так же хорошо, как и на хорошо известной местности.

Кстати, это прекрасный способ заучить положение нот на грифе. Поиграйте, скажем, гаммы в уме в разных позициях, и все станет ясно. Вы просто будете знать, где живут те или иные звуки: руки сами будут к ним тянуться.

Это дает огромное преимущество в том плане, что теперь вы сможете заниматься, идя по улице, лежа в кровати, сидя на стуле (или на «белом камушке»). В общем, объем времени занятий резко возрастет, хотя с виду вы ничем и не занимаетесь.

Правило №5: «Расширяйте свое видение музыки»

-6

Это очень важно, особенно в качестве борьбы с отсутствием мотивации. Слушайте больше музыки, притом разной и вовсе не обязательно такой, которая вам нравится.

То, что не нравится сегодня, может понравиться через год. Я так несколько лет пытался понять Моцарта, которого не переносил. В итоге победа, и, наконец, дошло. Когда в вашей голове будет БОЛЬШОЙ музыкальный мир, заниматься будет намного интереснее. Кстати, не обязательно, чтобы эта музыка была именно гитарной.

Важно: слушать не до конца понятную музыку фоном – только вырабатывать к ней иммунитет. Лучше 1 произведение прослушать внимательно, чем 10 под мытье посуды (под последнее, возможно лучше слушать просто тишину, которая тоже бывает интересной и в чем-то музыкальной).

Правило №6: «Не гитарой единой»

-7

Здесь тоже как в спорте. Есть те, кто возводит принцип специфичности в абсолют. И есть те, кто, зная о том, что для того чтобы пристойно бегать – нужно бегать, понимают и то, что этого проще достичь, если не только бегать.

Одним словом, занятия на других музыкальных инструментах приветствуются. В моем арсенале помимо гитары, фортепиано, имеется немного губной гармошки, варган и перкуссия в виде джембе и марракассов.

На ф-но теория видна предельно объективно, варган хорош, чтобы вслушиваться в тембры, а перкуссия, вероятно, лучшее, что может быть для развития чувства ритма. Притом с ней можно просто встраиваться в чью-то музыку, обучаясь подлавливанию настроения композиции и развивая чувство гармонии.

Правило №7: «Пойте»

Хоть как-то: пойте, войте, мычите, ворчите: это тоже хорошо аукается на инструменте.

-8

Правило №8: «Котлеты и мухи – разные блюда»

-9

Никогда не превращайте произведение в упражнение!!!

Если вы видите, что какой-то элемент произведения слишком сложен, не пытайтесь освоить его в процессе освоения композиции. Скорее всего, вам просто базы не хватает, а она ставится не произведениями, а упражнениями.

Если вы попытаетесь скрестить одно с другим, то освоение сложного момента займет НА ПОРЯДОК больше времени, и есть опасения, что к тому времени, когда вы добьетесь своего, это произведение вам просто осточертеет.

К тому же вы с очень высокой степенью вероятности можете забыть о том, что это вообще-то была МУЗЫКА. Была, пока ее не превратили в упражнение. Заставить зазвучать произведение после такого насилия можно будет только после большого перерыва.

Поэтому вся физуха ставится упражнениями или этюдами, а не Бахом.

Отсюда следующее правило.

Правило №9: «Играйте посильное»

-10

Хорошо сыгранная «Ёлочка» или «Зеленые рукава» - в миллион раз лучше корявой «Астурии».

Когда берете произведение, прослушайте его, посмотрите в ноты, нет ли там чего-то неподъемного, потом пройдитесь разок–другой с инструментом, и, если увидите, что оно находится в рамках ваших технических возможностей – начинайте разучивать.

По идее, вы должны справиться с этой задачей быстро. Работа с произведением, по моему опыту, после того как оно разучено, на 99% (если не на все 100%) сводится к подаче материала. Т. е. его нужно одушевить, иначе будут просто звуки.

Вот, к примеру, простенькая композиция, исполненная очень душевно, и оттого радующая слух:

Когда с помощью упражнений вы поднимите свой уровень, вы без особых усилий освоите и более сложные произведения

Отсюда следующее правило.

Правило №10: «Звук – наше почти всё»

-11

Если на инструменте еще можно сэкономить (скажем, «Кремону» я считаю для большинства непрофессионалов очень неплохой гитарой, особенно, если она была сделана до 90-х), то на струнах – низя!

Любой инструмент можно загубить плохими струнами! Правда, назвать это серьезной статьей расходов сложно, поскольку мы – не профессионалы, и каждые пару недель нам новый комплект натягивать нет нужды.

Мне нравятся «Саварес» нормального натяжения, и примерно в 2–3 раза более дешевые «Эрни Болл» и «D'Addario» (тоже нормального натяжения). Ну а серебро или бронза – уже сами решайте, мне, например, нравится серебро.

В любом случае, вы должны наслаждаться звуком. Иначе непонятно, зачем мы вообще играем.

Кстати, иногда, чтобы получить толчок к еще большему усердию, достаточно снять старые струны, как следует протереть гитару, натянуть новые струны и насладиться этой магией.

Да, забыл: с ногтями тоже можно поколдовать, ибо они тоже могут изменить звук.

Еще пару правил, а то что-то не могу остановиться.))

Правило №11: «Чтение с листа – это трамплин»

-12

Есть возможность почитать с листа – читайте. Не обязательно с инструментом. Просто мысленно ставьте пальцы туда, куда написано. Можете заодно пытаться спеть (как бы коряво это ни звучало, но полезно, даже очень). Это из тех занятий, которыми можно заниматься где получится.

В итоге аукнется тем, что вы сможете сыграть довольно многое, даже не разучивая: были бы ноты перед глазами. Да и разучивание будет идти намного быстрее. В общем, эту «китайскую грамоту» нужно сделать понятной.

Правило №12: «Теория – это супертрамплин»

-13

Начните с малого (но только не с академического учебника, написанного людьми зашкаливающего профессионализма).

Освойте построение мажорной и минорный гаммы, соответствующих трезвучий (аккордов), а затем освойте кварто-квинтовый круг.

Вот видео на эту тему (кстати, рекомендую весь этот плейлист (Теория музыки по-пацански", как и сам канал):

Уже одно это позволит вам видеть музыку изнутри и просто развлекаться самому, наигрывая что-то, что в голову лезет. Поверьте, это потрясающе, когда из под твоих пальцев выходит что-то гармоничное.

Потом на этот скелет просто нужно будет подкидывать понемногу новых знаний. К примеру, вы можете взять аккорд «А», поперебирать его, а потом сделать тот же «А», но уже «maj7», а потом просто «А7», сиречь доминантсептаккорд. В итоге один аккорд путем минимальных изменений вдруг начинает звучать какими-то новыми красками и куда-то уводить. А если еще и джазовых аккордов добавить…

Одним словом, теорию нужно любить.

На этом пока закончу ибо «Остапа сегодня понесло».

Удачи! Потом еще добавлю.

P.S. Все это мои дилетантские размышления на основе моего дилетантского опыта. Профессионалы могут и возразить.

Продолжение:

Правило № 12: «Хочешь играть быстро – играй медленно»

-14

Быстрая игра впечатляет, поэтому всем хочется играть быстро. Поэтому торопятся и совершают ошибки. Из-за этого не формируется точность, из-за этого нет уверенности, из-за этого пальцы совершают слишком размашистые движения (если сравнить с мастерами, то амплитуда движений новичков больше в несколько (!) раз).

Поэтому нужно играть медленно и экономно. В итоге это повышает точность и экономичность, что позволяет играть намного быстрее при тех же усилиях.

Вообще попытка развить именно скорость как таковую довольно бессмысленна, поскольку этот навык задается строением нервной системы, и хорошо, если может быть повышен на 10%.
Т. е. если кто-то в два раза увеличил скорость, то это, как минимум, на 90% за счет точности, экономичности, свободы движений, легкости.

Правило №13: «Хочешь иметь хорошую растяжку – играй медленно»

-15

Сознательно замедленная игра заставляет задерживаться в сложных позициях и именно тогда можно увидеть, что посильно, а что нет. К тому же такой вариант увеличивает время нахождения в статически растянутой позиции, что обеспечивает более эффективное растягивание тканей.

Динамические же резкие растягивания могут привести к травме и часто вместо растягивающего эффекта приводят к диаметрально противоположному, ибо вызывают ответную реакцию на резкое удлинение в виде рефлекторного сокращения.

Правило №14: «Дневник»

-16

Как говорят ученые, наука начинается только тогда, когда начинается подсчет.

Что вы не записали и не проанализировали – то вы и не контролируете.

Я рекомендую не просто вести дневник, а завести к нему еще и графики, на которых будут отображаться различные упражнения, произведения. Например, по горизонтали будут идти упры и произведения, а по вертикали – даты. Так можно визуально контролировать, что и когда делалось, на что делается упор, и что грозит оказаться забытым.

В общем, здесь, как и в спорте: графики хорошо дополняют записи.

Правило №:15 «Самочувствие»

-17

Опять как в спорте: нужно контролировать состояние своих рук. Поскольку кисть состоит по большей части из соединительной ткани, то их травма будет залечиваться долго.

Отсюда вывод: не делать ничего сложного на уставшие руки.
Я, во всяком случае, два дня подряд сложные упражнения делать не стану. Если сегодня усердно делаю легато в поперечной растяжке, то завтра буду делать, скажем гаммы или вообще легонько пройдусь по левой руке и сконцентрируюсь на правой.

Правило №16: «Полгода – единица измерения».

-18

Еще одно правило из чистой физиологии. Любому двигательному навыку соответствуют определенные нейроны и связи между ними. Для нового навыка требуются новые нейроны и новые связи. Таковые формируются на массированный однонаправленный запрос.

В подростково-юношеском возрасте после примерно месяца объемных однонаправленных действий между старыми нейронами начинают строиться связи. В более зрелом возрасте – позже.
Примерно через 4–6 месяцев начинается формирование новых, соответствующих данной деятельности нейронов (при поддержке старых связей). Далее они будут обрастать новыми связями т. д.

Это важно тем, что ни связи, ни нейроны уже никогда никуда не денутся (если только мозги не пропить). Если бросить занятия, то нейроны и нити просто станут тоньше и меньше, но при возобновлении занятий начнут быстро восстанавливаться.

Следовательно, хорошо поставленный навык – это тот, который прописан в нейронной сети, а таковая формируется не менее полугода.

Все что основано на меньших отрезках времени – мыльные пузыри. Именно с этим связана спортивная теория, которая традиционно делит периоды на полугодовые как минимум (она пришла к этому эмпирическим путем, еще до того как были получены знания о формировании новых нейронных сетей).

Отсюда же и важный нюанс: если был допущен перерыв, нужно быть очень осторожным, поскольку нейроны приходят в форму очень быстро, а сухожилия за это время могли задеревенеть, и, когда нервная система начнет швырять в них импульсы прежней мощи, они могут легко травмироваться.

Поэтому восстановление формы идет очень быстро, но всегда сопряжено с риском травмы. Следовательно, возвращаться нужно с простого и дюже нежно.

Правило №17: «Сухожилия не казенные»

Эта часть тела одна из самых заторможенных. Кровью снабжается плохо, заживает долго, эластичность нарабатывает медленно и страсть как не любит перенапряжения. В общем, если в руках стало копиться напряжение – нужно прекращать упражнение и расслабляться.

К тому же игра закрепощенной рукой часто заставляет искажать технику, совершать ошибки (которые потом запоминаются) и вообще снижает скорость, для которой необходима расслабленность.

Вроде бы на этом мой опыт и заканчивается.

Ну и как всегда, нужно помнить, что порядок бьет класс, а для достижения большинства целей достаточно дисциплины и настойчивости.

Успехов!