Найти тему
ВТБ Страна

Русский авангард в Новой Третьяковке: музейный маршрут

Оглавление

В Третьяковской галерее хранится одна из самых впечатляющих коллекций русского авангарда. Подготовили маршрут по знаменитым работам художников, от Петрова-Водкина до Малевича и Кандинского. Предлагаем узнать, чем «Красный конь» прославил своего автора, что общего у «Солдата» и Венеры и какие тайны хранит «Черный квадрат».

Пророческая картина Кузьмы Петрова-Водкина

Кузьма Петров-Водкин. «Купание красного коня», 1912 год © Public Domain
Кузьма Петров-Водкин. «Купание красного коня», 1912 год © Public Domain

Картина впервые была представлена на выставке «Мир искусства». Критик и автор рецензий Всеволод Дмитриев назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться». Но публика «Купание красного коня» не поняла: слишком уж сложной и странной картина была для советского человека, многие видели в ней революционные настроения.

Петров-Водкин пытался создать новую живописно-философскую картину мира. В его картине бытовая зарисовка о купании коней превратилась в нечто монументальное и даже пугающее. Особенность картины — сферическая перспектива: художник изобразил предметы одновременно сбоку и сверху, как это делают иконописцы.

«Купание красного коня» прославила Петрова-Водкина и дала ему репутацию пророка. Когда началась Первая мировая война, многие рассмотрели в «Коне» символизм русской национальности. И сам автор картины тогда сказал: «Так вот почему я написал "Красного коня"!». А в 1917-м году в картине увидели предсказание Октябрьской революции.

Где искать

Работы Кузьмы Петрова-Водкина представлены в первом и десятом залах экспозиции.

Неопримитивизм Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой

Михаил Ларионов. «Отдыхающий солдат», 1911 год © Public Domain
Михаил Ларионов. «Отдыхающий солдат», 1911 год © Public Domain

Эта картина — часть солдатской серии Ларионова. Солдат развалился у забора, он небрежно делает самокрутку, его лицо выражает одновременно блаженство и бессмысленность. На заборе — надписи и рисунки. Другой художник мог бы этой сценкой привлечь внимание к острым социальным проблемам из быта солдат, но Ларионов говорит о другом. Солдат здесь — человек без смысла и идеи. Военная служба — естественное для него занятие, вне которого он не знает, чем себя увлечь. У самого художника был опыт солдатской жизни: летом 1911-го года он служил под Санкт-Петербургом в лагерях.

Нескладная поза солдата — пародия на богиню Венеру, которую всегда изображают идеальной и смеяться над которой нельзя. Неправильная светотень — протест Ларионова против салонного искусства. А нереалистичность изображения — отличительная черта примитивизма Ларионова.

Наталия Гончарова. «Крестьяне, собирающие яблоки», 1911 год © Public Domain
Наталия Гончарова. «Крестьяне, собирающие яблоки», 1911 год © Public Domain

Наталия Гончарова увлекалась скифами и их творчеством. Этот интерес проявился в нескольких ее работах, в том числе и в «Крестьянах, собирающих яблоки». Персонажи — грубые, угрюмые, с анатомически невозможными ногами и руками. Многие критики видят в этой картине влияние африканской скульптуры. Кажется, что крестьяне здесь — это не крестьяне, а идолы из дерева.

Интересно, что в начале 1900-х Гончарова еще писала в стиле импрессионизма. Затем после посещения парижских выставок она увлеклась примитивизмом. Наталия активно рисовала и участвовала в выставках в России и за рубежом. В 1909-м году Гончарову отчислили из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где она училась на отделении скульптуры. После отчисления художница продолжила творить.

Где искать

Работы Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой представлены во втором зале экспозиции.

Вечная любовь Марка Шагала

Марк Шагал. «Над городом», 1918 год © Public Domain
Марк Шагал. «Над городом», 1918 год © Public Domain

Шагал изобразил то, что многие не могут описать словами: он написал красками счастье взаимной любви. Легкость, которую испытывают влюбленные, и ощущение невесомости, когда в твоей руке — рука любимого человека.

Герои картины — Марк Шагал и его жена Белла. «Над городом» Шагал начал писать в 1914-м году, на тот момент он был знаком с Беллой уже пять лет, но четыре года из них провел вдали от нее. На момент первой встречи Марк был бедняком, сыном разнорабочего, а Белла — обеспеченной дочерью ювелира. Шагал уехал в Париж, чтобы изучить искусство и заявить о себе. Став художником с громким именем, Марк вернулся к Белле и предложил ей выйти за него замуж.

Белла умерла в 1944-м году. После ее смерти у Шагала были отношения, но он никогда не говорил о своей жене как об умершей и не переставал чтить ее память: она навсегда осталась его музой.

Где искать

Работы Марка Шагала представлены в девятом и десятом залах экспозиции.

Знаменитый квадрат Малевича

Казимир Малевич. «Черный квадрат», 1915 год © Public Domain
Казимир Малевич. «Черный квадрат», 1915 год © Public Domain

«Черный квадрат» Малевича — одно из самых обсуждаемых художественных произведений в мире. Эта картина — часть цикла супрематических работ Малевича и часть триптиха, в котором есть «Черный круг» и «Черный крест».

«Черный квадрат» — неоднозначная картина. Кто-то восхищается ее гениальностью и находит в ней глубокий философский подтекст. А кто-то хвалится, что и сам может нарисовать такой квадрат за пять минут. Нарисовать квадрат черного цвета действительно несложно. Но не каждый такой квадрат будет квадратом Малевича.

Кстати, квадрат — не квадрат. Стороны фигуры не параллельные, а углы не прямые. Художник намеренно сделал квадрат неквадратным, чтобы создать подвижную фигуру. А черный цвет четырехугольника — не черный. Малевич добился нужного цвета, смешав мел, темно-зеленый пигмент и жженую кость.

Где искать

Работы Казимиры Малевича представлены в шестом, тринадцатом и четырнадцатом залах экспозиции.

Терапевтическая Москва Кандинского

Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь», 1916 год © Public Domain
Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь», 1916 год © Public Domain

В 1914-м году Кандинский вернулся из Германии в Россию. Это было сложное для художника время — он потерял душевное равновесие, перестал ощущать почву под ногами. И именно Москва помогла ему вернуть себе себя. Он говорил: «Москва — это та почва, откуда я черпаю свою силу и где я могу жить духовной жизнью, столь необходимой для моей работы».

И Кандинский сидел в московской мастерской на шестом этаже и смотрел из окна на Кремль. А потом взял кисти и написал то, что написал. Он смешал разные элементы города, чтобы добиться нужно эффекта: показать Москву разносторонней, со всеми ее слабыми и сильными частями. Картина получилась живой, динамичной, мы будто можем услышать городской гул, глядя на нее.

Художественная уникальность «Москвы» Кандинского в том, что она написана на стыке абстрактной и предметной живописи.

Где искать

Работы Василия Кандинского представлены в одиннадцатом зале экспозиции.

Теперь предлагаем вам отправиться в путешествие по авангарду. Сможете найти в залах Новой Третьяковки все работы, которые мы обсудили? В помощь — схема залов музея, нам нужны залы 1–14 на четвертом этаже. А полную версию статьи с расширенным маршрутом по экспозиции читайте на нашем сайте vtbrussia.ru/culture.

Для справки:

Приглашаем пройти по маршруту авангардистов и найти их работы в залах Новой Третьяковки на Крымском валу. Банк ВТБ выступает многолетним партнером музея в рамках общебанковской программы «Культурная страна».