Найти в Дзене
Азбука веры

Пчела Почаевская. Беседы и поучения

Предисловие (от редактора). Преподобный Иов Почаевский, живший во второй половине XVI и в первой половине XVII веков, известен в нашем отечестве и в духовной русской литературе по святости своей жизни и по нетлению своих мощей, почивающих в Почаевской Лавре, Волынской епархии. Но редко кому известно, что преподобный Иов был вместе с тем и духовным писателем, трудившимся на этом поприще в самый скудный духовными талантами и самый смутный период существования южнорусской Православной Церкви. О письменных трудах и произведениях преподобного Иова мы не находим в нашей литературе ни малейшего известия, за исключением разве косвенного указания и намека в известном доселе житии преп. Иова на то, что преп. Иов Почаевский, в бытность свою игуменом Дубенского Крестовоздвиженского монастыря, занимался «писанием книг церковных», и что книги эти «до сего дня в том же монастыре Дубенстем обретаются»2. Да и эти книги считались утраченными для нашего времени. А между тем, в Почаевской Успенской Лавре

Предисловие (от редактора).

Преподобный Иов Почаевский, живший во второй половине XVI и в первой половине XVII веков, известен в нашем отечестве и в духовной русской литературе по святости своей жизни и по нетлению своих мощей, почивающих в Почаевской Лавре, Волынской епархии. Но редко кому известно, что преподобный Иов был вместе с тем и духовным писателем, трудившимся на этом поприще в самый скудный духовными талантами и самый смутный период существования южнорусской Православной Церкви. О письменных трудах и произведениях преподобного Иова мы не находим в нашей литературе ни малейшего известия, за исключением разве косвенного указания и намека в известном доселе житии преп. Иова на то, что преп. Иов Почаевский, в бытность свою игуменом Дубенского Крестовоздвиженского монастыря, занимался «писанием книг церковных», и что книги эти «до сего дня в том же монастыре Дубенстем обретаются»2. Да и эти книги считались утраченными для нашего времени. А между тем, в Почаевской Успенской Лавре доселе хранится, с подобающим благоговением, «книга блаженнаго Иова Почаевского, власною (собственною) рукою его писанная»3. Но она далеко не сохранилась в первоначальном своем виде и наполовину состоит из черновых набросков и разных выписок без заглавий и указания источников, откуда они заимствованы, – и потому не было известно, что в этой книге принадлежит самому преп. Иову Почаевскому, и что не принадлежит ему. Наконец, в 1882 году, Высокопреосвященнейший Тихон, Архиепископ Волынский и Житомирский, священно-архимандрит Почаевской Успенской Лавры, предложил Духовному Собору сей Лавры поручить разбор рукописи преп. Иова кому-либо из специалистов, – и результатом этого поручения является настоящее издание. Из 80-ти статей, заключающихся в рукописи, не менее десяти принадлежат самому преп. Иову, хотя они и отличаются компилятивным и подражательным характером. Во всяком случае, авторство преп. Иова Почаевского отселе не подлежит сомнению и, открывая новую, доселе неведомую для нас сферу его духовной деятельности, должно пролить новый свет на внутреннюю жизнь преп. Иова, на его образ мыслей и убеждений и на его отношение к церковным и общественным нуждам того времени. Представляем здесь результаты исследования рукописи преп. Иова и ее отношения к жизни самого преподобного и к религиозным и духовно-нравственным потребностям того времени.

«Книга блаженного Иова Почаевского, власною рукою его писанная», написана частью уставом, частью полууставом, который имеет генетическое родство с тем курсивным почерком, каким подписался преп. Иов Почаевский на завещании Ирины Ярмолинской 1646 года, доселе хранящемся в Почаевской Лавре. Некоторые буквы скорописи, не смотря на разницу ее с полууставным письмом, все-таки значительно сходны между собой в том и другом письме, а другие скорописные буквы, по-видимому несходные с полууставными, легко могли образоваться из последних естественным путем упрощения полууставнаго письма в скорописи. К этому нужно присовокупить предание о принадлежности этой рукописи перу преп. Иова, восходящее к XVII веку. По всей вероятности, под церковными книгами, писанными преп. Иовом в Дубенском монастыре и находившимися во время написания иеромонахом Досифеем жития преп. Иова, разумелись составные части рассматриваемой нами рукописи преподобного, которые в конце XVII или в начале XVIII века перенесены были в Почаевский монастырь. По крайней мере, в 1739 году между книгами Дубенского Крестовоздвиженского монастыря уже не значилось никаких рукописей преп. Иова. Около того же времени, т. е. в конце XVII, или же в самом начале XVIII века, один из православных иноков Почаевской обители, сделав в рукописи пр. Иова некоторые приписки православного характера, собрал разные тетради ее в одно целое, сделал существующее теперь заглавие ее (т. е. «книга блаженного Иова Почаевского, власною рукою его писанная») и переплел ее. Рукой этого же инока сделана приписка на вставном листе рукописных бесед Иоанна Златоустого на евангелие от Матфея, 1694 года, находящихся в библиотеке Почаевской Лавры. К сожалению, в это время уже утрачена была большая часть первоначального состава рукописи преп. Иова, как это видно из остатков первоначальной нумерации, или счета листов рукописи; да и сами листы были перепутаны переплетчиком. В XVIII веке другой инок сделал новые приписки на беловых листах рукописи преп. Иова и пытался разделить ее на главы и привести в порядок как сами чтения, так и перепутанные при переплете листы. Вероятно, это было во второй половине XVIII века, когда Почаевскими униатами поднят был вопрос о канонизации преп. Иова Почаевского, и когда, поэтому, всякие следы богоугодной деятельности преподобного должны были обратить на себя их особенное внимание.

Далее читайте на портале Азбука веры