Найти тему

Важный секрет улучшения живописи о котором очень мало говорят-динамика контуров (dynamic Edges)

Есть инструмент, способный поднять вашу живопись на новый уровень мастерства. В институтах, на курсах живописи, в интернете о нем почти не говорят. Но, сегодня я хочу вам о нем рассказать. В статье я обозначу его название как динамика живописных контуров (англ: dynamic Edges). Это супер мощный, но на мой взгляд плохо изученный и раскрытый художественной теорией и практикой инструмент.

Здравствуйте! Меня зовут Александр Одинцов. Я художник, архитектор, дизайнер. В своих статьях и видео рассказываю об искусстве, а также показываю процесс создания живописных и графических работ.

Итак, бывает, что работа казалось бы написана правильно, цвет, композиция и тд. Но чего-то не хватает. Думаю, что такое бывает со многими художниками и любителями живописи. Почти всегда в такой живописи не хватает динамики контуров. Поверьте, этот инструмент улучшит вашу живопись. Причём он работает в портрете, пейзаже, натюрморте, то есть в любом жанре. А также в графике.

Теория динамики контуров будет очень полезна для начинающих художников, просто любителей творчества, а также и для профессиональных живописцев.

Динамика контуров в живописи (dynamic Edges)

Итак, что это такое? Что за странное название? Данный термин появился в англоязычной среде. Он раскрывается в книгах американского художника Ричарда Шмида(Richard Shcmid). В русскоязычных учебниках, теории и вообще разговором языке нет термина, обозначающего сочетание и взаимодействие краев, границ живописных пятен. Поэтому я пишу в данном случае почти дословный перевод - динамика контуров, или если хотите, динамика краев, границ или ребер. В англоязычной художественной среде очень распространены следующие термины, которые обозначают тему сегодняшней статьи - Edge, dynamic Edges, Edge work.

Иными словами в работе есть живописные пятна. Эти пятна разные и по цвету, и по тону, и по размеру. Они взаимодействуют между собой в формате работы. Пятна цвета могут проникать одно в другое. Перемешиваться, либо контрастно разделяться. Так вот, на стыках, границах этих пятен и появляется динамика живописных контуров, которая очень важна для визуальной составляющей вашей живописи!

Динамика контуров в работах мастеров

Давайте рассмотрим несколько примеров из живописи и проанализируем то, как работает динамика контуров на практике.

Мужской портрет, художник Джон Сингер Сарджент, источник фото: Яндекс. Картинки
Мужской портрет, художник Джон Сингер Сарджент, источник фото: Яндекс. Картинки

Обратите внимание на то, как работает контур в живописи. Где-то он четкий, дальше он исчезает, снова появляется и тд.

Портрет Леонида Андреева, художник Илья Репин, источник фото: Яндекс. Картинки
Портрет Леонида Андреева, художник Илья Репин, источник фото: Яндекс. Картинки

Таким образом создается динамика контуров.

"Лунная ночь, Здравнево", художник Илья Репин, источник фото: Яндекс. Картинки
"Лунная ночь, Здравнево", художник Илья Репин, источник фото: Яндекс. Картинки

Стрелками я обозначаю места наиболее интересной динамики контуров.

Портрет Княгини Орловой, художник Валентин Серов, источник фото: Яндекс. Картинки
Портрет Княгини Орловой, художник Валентин Серов, источник фото: Яндекс. Картинки

Опять же появляется, исчезает и снова появляется. Очень красиво!

Женский портрет, художник Даниэл Герхартц, источник фото: Яндекс. Картинки
Женский портрет, художник Даниэл Герхартц, источник фото: Яндекс. Картинки

Самый чёткий контур, самый большой контраст должен быть на переднем плане? Нет! И я докажу это на примерах

Меня со времени занятий в художественной школе, дальше в училище и в институте учили:

Самый большой контраст находится во-первых на переднем плане, во вторых на стыке форм. На заднем плане никаких контрастов и чётких краёв! Это уничтожит объем. Это аксиома. Точка. Спорить с этим нельзя! Так преподают во всех учебных заведениях, где учат рисовать, особенно в архитектурных и дизайнерских
Рисунок, гипсовая голова Антиноя. Самые чёткие края на переднем плане, на стыке форм. Задний план размыт. Так сейчас везде учат художников. Источник изображения: https://pin.it/5315Yua
Рисунок, гипсовая голова Антиноя. Самые чёткие края на переднем плане, на стыке форм. Задний план размыт. Так сейчас везде учат художников. Источник изображения: https://pin.it/5315Yua

Почему это не так? Вернее не совсем так. Дело в том, что это правило, точнее теория игнорирует природные и оптические законы. Оно призвано унифицировать принцип изображения, упростить студентам понимание вопросов изображения перспективы и объема, методов изображения на плоскости пространства. Как показать ближе дальше? А вот так - бери правило и делай. И будет классный объем.

Но в жизни, в реальности все сложней. Вообще в детстве я не понимал это правило, но с годами смирился и делал все, как по учебнику. Однако данное упрощение, которое хорошо для студента, для художника на самом деле плохо, потому что оно ограничивает и не даёт развиваться.

Давайте посмотрим конкретные примеры в живописи.

Женский портрет, художник Джон Сингер Сарджент, источник фото: Яндекс. Картинки
Женский портрет, художник Джон Сингер Сарджент, источник фото: Яндекс. Картинки

Джон Сингер Сарджент, женский портрет. Здесь самый четкий и контрастный край находится не на сломе формы самой близкой к зрителю точки. То есть на носу. Наоборот, самый большой контраст находится на дальней от зрителя части щеки, в месте соприкосновения с фоном. Обратите также внимание на мастерскую игру стыков форм. Где-то контур исчезает вовсе, где-то становится чётким, острым и контрастным. Выглядит очень живописно и красиво!

"Оливковые деревья на Корфу", художник Джон Сингер Сарджент, источник фото: Яндекс. Картинки
"Оливковые деревья на Корфу", художник Джон Сингер Сарджент, источник фото: Яндекс. Картинки
"Оливковые деревья на Корфу", фрагмент, художник Джон Сингер Сарджент, источник фото: Яндекс. Картинки
"Оливковые деревья на Корфу", фрагмент, художник Джон Сингер Сарджент, источник фото: Яндекс. Картинки

Обратите внимание на горы, находящиеся на заднем плане работы, в левой части. Несмотря на то, что по всем предписаниям и правилам необходимо делать четкость и контраст на переднем плане картины, для создания иллюзии пространства, в данном случае художник делает по другому. Сарджент создает четкий, острый как лезвие край гор. Деревья на переднем крае довольно сильно размыты. Он доверяет своему видению и делает так, как видит это в натуре.

"Енисей", художник Яков Дорофеевич Ромас, фото автора
"Енисей", художник Яков Дорофеевич Ромас, фото автора

Другой аналогичный прием в работе выдающегося советского живописца Якова Ромаса. Абсолютно четкий и сильный контраст на линии гор. Деревья на переднем плане размыты.

Портрет госпожи Пимоненко, художник Валентин Серов, источник фото: Яндекс. Картинки
Портрет госпожи Пимоненко, художник Валентин Серов, источник фото: Яндекс. Картинки

Валентин Серов мастерски показывает, что самый большой контраст не обязательно должен быть в самой близкой точке к зрителю. Наоборот, освещенную часть лица художник пишет очень мягко, а наибольший контраст делает на правом дальнем глазу и правой щеке. Очень красиво!

Портрет Чоколова, художник Валентин Серов, источник фото: Яндекс. Картинки
Портрет Чоколова, художник Валентин Серов, источник фото: Яндекс. Картинки

Еще пример из творчества Валентина Серова и также самый большой контраст находится на стыке лица и волос, а вовсе не на носу, как должно быть по "правилам".

Иными словами, нет четкой формулы - делай так и все будет ок. Всегда нужно внимательно и с прищуром смотреть на изображаемый предмет. Только так можно увидеть самый четкий край и самый сильный контраст.

Однако, думаю, что у данных моих утверждений найдётся много критиков, которые скажут:

Если контуры дальних предметов или вообще на заднем плане делать чёткими и контрастными, то это полностью "вывернет" перспективу, или даже создаст эффект обратной перспективы!

Друзья, на это я хочу заметить, что во-первых, не отрицаю того, что контраст может быть и на переднем плане, все зависит от того, что мы видим в жизни. Главное, что правило не должно становится незыблемой аксиомой. Нужно подходить ко всем задачам творчески, а не зацикливаться на том, чему нас учили в институте, художественном училище или школе.

А во вторых есть много примеров работ великих мастеров, в которых мы видим различное решение творческих задач. Отнюдь нет единого шаблона действий. Всё зависит от конкретного изображаемого объекта.

Как определить где будет острый, чёткий край, а где его не будет вообще?

Важный вопрос заключается в том, что изображать, а что не изображать? И откуда брать данную информацию? И ответ на него - это наше наблюдение и понимание. Мы должны смотреть на изображаемый предмет с прищуром для того, чтобы определить где находится самый чёткий, контрастный край. Почему с прищуром? Ответ есть в другой моей статье. Почитайте, там очень важная информация для понимания вопроса того, как правильно смотреть и видеть натуру.

Когда нужно думать о динамике контуров в живописи или графике?

В тот момент, когда вы взяли в руки кисть или карандаш и уже что-то рисуете уже поздно. Думать нужно до того, как вы начинаете работу. Итак, остановитесь, прищурьтесь, проанализируйте то, что вы хотите изображать, определите в самом начале где находится самый чёткий край. И в соответствии с этим ведите вашу работу.

Чему я учусь у мастеров в динамике контуров (dynamic Edges)

В своих работах я стремлюсь применять то, чему научился у мастеров. Чем более динамично и живописно выглядит работа, тем лучше. В примере хочу показать как я использую динамику контуров в своей работе. Обратите внимание как край где-то появляется, где-то исчезает. Все это придает работе дополнительную живописность и красоту.

"Осенний букет", художник Александр Одинцов, фото автора
"Осенний букет", художник Александр Одинцов, фото автора

Несколько практических примеров

Давайте на некоторых фотографиях рассмотрим динамику контуров. Попробуем определить самый сильный и острый контур. Для этого прищуриваемся и смотрим.

Пейзаж, источник фото: Яндекс. Картинки
Пейзаж, источник фото: Яндекс. Картинки

Здесь самый четкий, контрастный контур на мой взгляд находится на стыке травы и тени.

Натюрморт, источник фото: Яндекс. Картинки
Натюрморт, источник фото: Яндекс. Картинки

В натюрморте край белой драпировки и стены.

Пейзаж, источник фото: Яндекс. Картинки
Пейзаж, источник фото: Яндекс. Картинки

В пейзаже темный край дерева слева и неба.

Мадс Миккельсен, источник фото: Яндекс. Картинки
Мадс Миккельсен, источник фото: Яндекс. Картинки

В данном портрете правый край пиджака под подбородком.

Таким образом наблюдая за окружающим миром, мы можем тренировать наш глаз на то, чтобы различать динамику контуров.

Выводы

Многие художники, мастера прошлого и современности используют динамику контуров для усиления своей живописи на уровне интуиции. Просто они понимают, что данный край формы должен быть предельно аккуратным и кристально чётким, а другой край или граница форм вообще должна исчезнуть. Эта динамика придаёт работе потрясающую живописность. Используя данный приём в своём творчестве, вы многократно усилие ваши живописные и графические работы. Надеюсь данная статья была для вас полезна и интересна.