Состояние Балтийского флота накануне и во время 1-й мировой войны
Военно-морские силы Российской империи перед Первой мировой войной состояли из двух флотов (Балтийский и Черноморский) и двух флотилий (Сибирская и Каспийская). Из них в боях Великой войны в основном участвовали морские силы Балтийского и Черного морей, которые подразделялись на действующие флоты и резервы.
Балтийский флот в конце 19-го века был многочисленным и мощным, но на рубеже столетий значительная часть боевых кораблей с Балтики была переброшена на Дальний Восток – для создания Тихоокеанского флота. В разгар Русско-японской войны 1904-1905 гг. с Балтики на Дальний Восток отправились еще две эскадры, которые погибли в сражении при Цусиме. В результате в Балтийском море фактически почти не осталось боевых кораблей – лишь один достраивающийся броненосец, который не успели ввести в строй до отбытия на войну балтийских эскадр, да некоторое количество устаревших малых «номерных» миноносцев, уже не представлявших боевой ценности.
Сразу после окончания войны на Дальнем Востоке для возрождения Балтийского флота была разработана так называемая «Малая судостроительная программа». Она предусматривала строительство новых линейных кораблей, крейсеров, эскадренных миноносцев и подводных лодок. Начали с малых судов, которые стоили дешевле, и быстрее строились. В результате в течение 1905 – 1908 гг. в состав Балтийского флота вошли 49 эсминцев, часть которых была построена на пожертвования населения империи.
Затем настал черед крупных кораблей. По опыту Русско-японской войны были перепроектированы два заложенных еще в военное время броненосца, которые в 1912 году вступили в строй. В 1909 году был введен в строй построенный в Великобритании новый броненосный крейсер, в 1909-1911 к нему присоединились еще три броненосных крейсера, один из которых был сделан во Франции, а два построены на Адмиралтейском заводе в Петербурге. В том же 1909 на российских верфях были заложены сразу четыре паротурбинных линкора нового, дредноутного типа, родившегося в связи с боевым опытом Русско-японской войны. Правда, до начала Первой мировой их достроить не успели; эти корабли вступили в строй в самом конце 1914 года. В 1912 году в преддверии надвигающейся войны была принята «Программа спешного усиления Балтийского флота». Она предусматривала строительство с 1913 по 1917 год для Балтики 36 новых паротурбинных эскадренных миноносцев, обладавших фантастической для того времени скоростью и усиленным вооружением. Но до начала боевых действий успели ввести в строй только головной корабль этой серии - эсминец «Новик». В ходе войны в течение 1914-1917 гг. в состав Балтфлота вошли еще 16 эсминцев этого типа; завершить программу полностью помешали революция и начавшаяся Гражданская война.
Россия стала одной из первых стран, принявших на вооружение своих флотов новый вид кораблей – подводные лодки. На начало войны Балтийский флот располагал 11 подводными лодками; однако большинство из них относились еще к самым первым, фактически экспериментальным моделям, и были непригодны для участия в боевых действиях. Боевую ценность представляли только две новые подводные лодки («Минога» и «Акула»), но и они к началу войны из-за активной учебно-тренировочной эксплуатации оказались изношенными и нуждались в ремонте. В ходе войны в состав Балтфлота вступило 15 боеспособных подлодок и 1 подводный подводный минный заградитель отечественной постройки, а так же 5 лодок американского производства, доставленных из США в Петроград через Владивосток.
Действия всех этих основных видов боевых кораблей обеспечивали многочисленные вспомогательные суда, без которых действия флота были бы просто невозможны: минные заградители, тральщики, посыльные и десантные суда, сторожевые суда и буксиры.
Балтийское море рассматривалось и Германией, и Великобританией (которые в то время были ведущими морскими державами противоборствующих сторон) как второстепенный театр. Англичане считали, что русский флот, медленно восстанавливающийся после поражения в Русско-японской войне 1904—1905 годов, не сможет оказать существенной помощи британскому флоту. А немцы опасались в первую очередь флота Великобритании, поэтому они свои основные силы сосредоточили в Северном море, а на Балтике держали лишь устаревшие корабли. Российское же военное командование вообще рассматривало Балтийский флот только как дополнение сухопутного фронта, прикрывающее его фланг от обхода и выхода к столице. В связи с этим Балтийский флот в оперативном плане был подчинен командованию 6-й сухопутной армии, что лишало командование флота самостоятельности и препятствовало инициативным действиям моряков. Не имея представления о планах германцев на море, верховное командование русской армии основной боевой задачей Балтийского флота считало сопротивление проникновению флота противника в Финский залив путём боя на заранее подготовленной позиции, прикрывающей подходы к Петрограду. Для решения этой задачи была назначена оборонительная линия в узости залива, образуемой островом Нарген и мысом Поркалла-Удд — так называемая центральная минно-артиллерийская позиция. Она представляла собой минное поле шириной в 5 морских миль (9,3 км), прикрытое на флангах - со стороны суши – фортификационными сооружениями с многочисленной артиллерией. Правда, согласно древней русской традиции, соорудить эти самые запланированные форты до начала боевых действий так и не удосужились. В результате с началом войны корабли, согласно приказу, быстро завалили намеченный для обороны район минами, а вот фланги этой минно-«артиллерийской» позиции оказались «обнаженными» - без прикрытия артиллерией. И пришлось морякам «отдуваться» за «сухопутных» – выставлять на флангах минных полей свои артиллерийские корабли, чтобы отражать попытки германцев «прогрызть» минные заграждения в самом узком месте. Вот только проблема оказалась в том, что немцы высаживать морской десант в Петрограде, как того боялись русские деятели в толстых эполетах, и не собирались. Германское командование со своей стороны само опасалось, что в Балтийское море войдет британский флот для объединения с российским. И потому отдало команду завалить минами все подступы к своим базам. Таким образом, в 1914 г на Балтике сложилась почти анекдотическая ситуация, когда обе стороны перешли к обороне, опасаясь наступления сил противника, который на самом деле еще больше боялся наступать… Лишь в 1915 году, в соответствии с принятым планом маршала Гинденбурга о сокрушении русского фронта, чтобы потом все силы бросить на Запад, немцы начали активные наступательные действия на Балтике; русские же до самого конца войны предпочитали оставаться в глухой обороне только Финского залива, патологически опасаясь высадки немецкой морской пехоты на гранитные набережные столицы империи. Поэтому на протяжении всей Первой мировой войны корабли Балтийского флота проводили в основном минно-заградительные операции (поставив около 35 тысяч мин), а также содействовали сухопутным войскам, сражавшимся на балтийском побережье.
Морскими силами Балтийского моря с 1908 по 1915 г. командовал вице-адмирал Н. О. Эссен; он же был и командующим эскадрой. Николай Оттович - грамотный, инициативный адмирал с богатым боевым опытом, участник русско-японской войны (в той войне командовал сначала знаменитым крейсером «Новик», а затем – броненосцем «Севастополь»). Он был сторонником активных наступательных действий. Однако подчинение не только Верховному командованию и Генеральному морскому штабу, но еще и командованию 6-й сухопутной армии, дислоцированной на балтийском побережье, полностью лишило этого талантливого моряка свободы действий. В результате Эссен был вынужден, вразрез собственному мнению, выполнять оборонительные распоряжения своего многочисленного и в основном некомпетентного в морском деле руководства. Именно адмирал Эссен сыграл главную роль в том, что запланированная только на карте Центральная минно-артиллерийская позиция после объявления войны стала реальностью всего за одну ночь. Воспитанные и обученные адмиралом экипажи кораблей флота за несколько часов буквально «нашпиговали» море в намеченном районе минами, не столкнувшись друг с другом в ночной темноте и не подорвавшись на минах, выставленных соседними кораблями…
После смерти Эссена от воспаления легких в мае 1915 командующим Балтийским флотом был назначен вице-адмирал В.А. Канин. Василий Александрович большую часть своей жизни служил на Черном море, и до начала Первой мировой войны боевого опыта не имел. Тем не менее, в 1914 г именно он, как непосредственный помощник Эссена, успешно руководил отрядами, осуществлявшими минные постановки на Балтике, заслужив благодарность императора. Это, видимо, и сыграло роль в назначении Канина на пост командующего. В этой должности адмирал Канин много сделал для усиления обороны Финского залива, Або-Аландского района, Моонзунда и Рижского залива. Под его руководством в 1915 году были построены 10 береговых батарей на флангах Центральной минно-артиллерийской позиции. Так же по распоряжению Канина была создана линия противолодочных сетей; сформирована Або-Аландская укрепленная позиция, начато создание передовой позиции между полуостровом Ганге и островом Даго. Он же продолжил установку минных заграждений в Ирбенском проливе, у Моонзунда и у западных берегов Даго и Эзеля. При Канине же началось создание противовоздушной обороны Балтийского флота.
В сентябре 1916 император назначил Василия Александровича членом Государственного совета, а на посту командующего флотом Канина сменил вице-адмирал А.И. Непенин. Адриан Иванович имел богатый боевой опыт, полученный в китайской кампании 1900-1901 гг. и во время русско-японской войны. Георгиевский кавалер, Непенин получил свой орден за конкретный боевой подвиг: 3.12.1904 во время атаки японских миноносцев на броненосец «Севастополь» он закрыл этот крупный корабль от вражеской торпеды корпусом своего миноносца «Сторожевой». Приняв на себя удар, Непенин сумел еще и выбросить тонущий миноносец на мель, чем спас экипаж от гибели. В Балтийском флоте Адриан Иванович играл очень важную роль: именно он стал основателем службы связи флота и создателем военно-морской разведки. В 1914-1916 гг. тогда еще контр-адмирал Непенин занимал должность начальника службы связи Балтийского флота; при этом он организовал службу наблюдения за противником с использованием радио и авиационной разведки, а так же занялся перехватом и дешифровкой германских радиосообщений. Именно благодаря Непенину разведка на Балтфлоте стала эффективной и очень информативной. А в сентябре 1916 г получивший звание вице-адмирала Непенин был назначен командующим Балтийским флотом. Вступив в эту должность, А. И. Непенин сосредоточил свои усилия на поднятии дисциплины и подготовке флота к летней кампании 1917 года. Но руководил Балтфлотом Адриан Иванович недолго: 4 марта 1917, через день после отречения императора от престола, адмирал был убит матросами. После гибели Непенина нормальное руководство Балтийским флотом нарушилось: в неразберихе революционных событий назначения Временного правительства и желания анархиствующих матросов зачастую противоречили друг другу. В результате с марта по июль 1917 года на Балтике на посту командующего сменилось 3 человека! Лишь капитан 1-го ранга А.В. Развозов, спешно произведенный в контр-адмиралы и назначенный очередным командующим, смог продержаться на этом посту до декабря 1917, отчаянно «лавируя» между либералами, демократами, эсерами, анархистами и большевиками. Но и он в декабре был снят с занимаемой должности, а функции командующего стал выполнять Центробалт (Центральный комитет Балтийского флота).
Организация Балтийского флота
Накануне войны Балтийский действующий флот состоял из бригады линейных кораблей, бригады крейсеров, двух минных дивизий, бригады подводных лодок, отряда заградителей, отряда канонерских лодок и партии траления. Оперативным соединением действующего флота являлась эскадра, включавшая бригаду линкоров, бригаду крейсеров и 1-ю минную дивизию. В 1-м резерве состояла бригада старых крейсеров, а во 2-м — сводный дивизион миноносцев и учебные отряды кораблей — артиллерийский, минный и подводного плавания.
В 1914 году в составе Балтийского флота находились: 4 линкора додредноутного типа, 6 броненосных крейсеров, 4 бронепалубных крейсера, 50 эскадренных миноносцев, 25 миноносцев, 6 канонерских лодок, 6 минных заградителей и 9 числившихся боевыми подводных лодок (из них в боеспособном состоянии - только 2). В ходе войны флот пополнился 4 линкорами дредноутного типа, 19 эсминцами, 1 канонерской лодкой (возвращенной в строй из списанных по устарелости), 15 подводными лодками отечественной и 5 - зарубежной постройки, а так же 1 подводным минным заградителем. Значительно пополнились и вспомогательные силы флота; в частности, в составе Балтфлота в 1915 году появился гидроавиатранспорт, обеспечивавший авиационную разведку моря.
Благодаря этим пополнениям к началу 1917 г Балтийский флот стал представлять собой довольно грозную силу. В его составе насчитывалось около 100 тыс. человек (из них около 80 тыс. матросов), и до 700 боевых и вспомогательных кораблей и судов, в том числе 8 линкоров, 9 крейсеров, 64 эсминца, 28 подводных лодок и др. Однако начавшаяся в России революция быстро подорвала появившуюся было мощь Балтийского флота. Если экипажи кораблей передовой линии, постоянно участвовавшие в боях, еще какое-то время сохраняли дисциплину, и отношения служивших на них офицеров и матросов, одинаково рисковавших своими жизнями, были в целом неплохими, то совершенно другое положение складывалось на линкорах и крейсерах, стоявших в тылу, в Кронштадте и Гельсингфорсе. Там матросы, изнывавшие от безделья, легко поддавались пропаганде различных политических партий, а отмена Временным правительством в армии и на флоте единоначалия привела к подрыву дисциплины и росту анархии. Отказы подчиняться командованию и выполнять приказы, распространившиеся, в том числе, и на воюющие корабли, привели к росту боевых потерь. Повинна в этом была и чехарда с назначением командующего флотом: как уже говорилось, за 4 революционных месяца на этом посту сменилось 3 человека!
Балтийский флот в революции и Гражданской войне
Распропагандированные большевиками и анархистами матросы Балтийского флота стали мощной вооруженной силой революций 1917 г. В августе они активно участвовали в подавлении контрреволюционного выступления генерала Корнилова; в сентябре-октябре сражались у Моонзундских островов против превосходящих сил германского флота, пытавшихся прорваться к революционному Петрограду. Затем вооруженные отряды моряков Балтфлота, поддержанные артиллерией крейсера «Аврора», эсминцев «Забияка» и «Самсон», заградителя «Амур» и других кораблей, участвовали в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде. Они же были основной вооруженной силой, сорвавшей тогда же выступление Керенского и Краснова.
В годы Гражданской войны и иностранной интервенции (1916-1921) десятки тысяч моряков Балтфлота защищали подступы к Петрограду и сражались практически на всех сухопутных фронтах, а так же на морских и речных театрах. В 1919 г. в морских боях Балтийский флот потопил 18 и повредил 16 кораблей британских интервентов.
После окончания Гражданской войны большинство устаревших или доведенных активной эксплуатацией до состояния ветхости кораблей и судов были списаны; и к 1924 году на Балтике осталось: 2 линкора,1 крейсер, 8 эсминцев, 9 подлодок, 2 канонерские лодки, 12 тральщиков и 3 вспомогательных судна.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
1МВ. Российский флот: линкоры Балтийского флота
1МВ. Российский флот: крейсеры Балтийского флота
1МВ. Российский флот: эсминцы Балтики (01). «Угольщики»
1МВ. Российский флот: эсминцы Балтики (02). «Нефтянники»
1МВ. Российский флот: подводные лодки Балтики
1МВ. Российский флот: канонерки и «вспомогачи» Балтики
1МВ: Российский Черноморский флот. Состояние и состав
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.