18 мая отмечается Международный день музеев, который был учрежден в 1977 году по инициативе России на заседании Международного совета музеев. С 1978 года Международный день музеев стали отмечать более чем в 150 странах.
Ежегодно, начиная с 1992 года, для этого праздника выбирается определенная тема, затрагивающая важные вопросы и проблемы музейной деятельности. В нынешнем году тема праздника звучит так: «Сила музеев. Музеи способны преобразовывать мир вокруг нас».
В этот праздник многие музеи в разных странах проводят дни открытых дверей с тематическими лекциями и экскурсиями. Часто к этой дате приурочен и популярный фестиваль «Ночь музеев».
Предлагаю в честь праздника познакомиться с самыми интересными и популярными литературными музеями мира.
Все литературные музеи можно разделить на 2 большие группы. Первая — это историко-литературные или научно-исследовательские. Их главная задача — сбор и анализ материалов, имеющих отношение к истории развития литературы, научные и исторические исследования и обмен опытом на конференциях.
Самый крупный литературный музей в России — Музей книги Российской государственной библиотеки, созданный в 1976 году. Он собрал в себя более 400 тысяч книжных экспонатов. Их жемчужиной стали памятники уникальной кирилловской печати, в том числе издания первого московского печатника Ивана Федорова.
На выставке представлены самые разнообразные древние формы книги: свиток из папируса, глиняная табличка и даже совсем нетрадиционные виды книг — из листьев пальмы или на обоях, например. Имеются и миниатюрные издания — менее сантиметра в длину и ширину.
Кроме того, в фонде музея собраны первые издания сочинений знаменитых отечественных и зарубежных писателей и ученых. Среди них труды Исаака Ньютона, Михаила Васильевича Ломоносова, Александра Сергеевича Пушкина, Альберта Эйнштейна и многих других.
Институт древних рукописей Матенадаран в Армении не просто музей, а целый научно-исследовательский центр с одной из крупнейших коллекций средневековых рукописей в мире.
Его история берет свое начало в монастыре Сагмосаванк, где князь Вачутян основал библиотеку и распорядился в ней собрать рукописи всех других монастырей.
В фонде этого музея около семнадцати тысяч древних рукописей на многих языках мира и более ста тысяч прочих архивных документов.
Так же в хранилище Матенадарана множество музейных экспонатов, служивших для оформления книг: образцы тканей, тиснения по коже, металлопластика и даже ювелирные изделия (раньше книги украшали очень богато).
Музей книги при Британской национальной библиотеке берет свое начало в 1997 году. Именно тогда было построено специальное здание в Лондоне на Юстон-роуд, позволившее собрать отдельные части книжного фонда страны в одном месте.
В фонде музея собраны около двадцати пяти тысяч книг. Посетители могут лицезреть Евангелие той самой Анны Болейн, Алмазную Сутру (она считается одной из самых ранних печатных книг в мире) и записные книжки Леонардо да Винчи.
Сейчас же Британский музей книги имеет исключительное право на экземпляр каждой напечатанной в стране книги.
Музей книгопечатания и графической коммуникации в Лионе — один из крупнейших в мире литературных музеев, площадью 1200 квадратных метров.
Здание, в котором расположен музей, — это исторический объект: Отель-де-ла-Курон (Коронный дом) построен не позднее середины XV века. Ранее он был жилым домом и принадлежал семьям зажиточных купеческих семей, в XVII веке его выкупила мэрия города, потом он снова стал жилым, а уже в 1963 году в нем был открыт Музей книгопечатания.
Среди экспонатов Музея Книгопечатания представлены очень редкие печатные издания. Например, копия знаменитой Энциклопедии Дидро, которая считается одной из первых в мире печатей на древесине.
Причастным к миру моды будет интересно взглянуть на хранящиеся в музее первые издания журналов Tintin, Charlie Hebdo и ELLE.
Храм книги при Израильском музее выделяется среди всех литературных музеев своим уникальным интерьером. Он выполнен в виде белого купола — это символ Сынов света. Черная базальтовая стена — олицетворение Сынов тьмы. Внутри Храм книги сохранил обстановку тех времен, когда были обнаружены свитки — самый известный и ценный экспонат музея.
Это Кумранские свитки Мертвого моря — самые древние в мире рукописи Библии. Их обнаружили в 1947—1956 годах в пещерах в Вади-Кумран.
Поскольку свитки очень хрупкие и ломкие, на экспозицию они попадают по очереди: после нескольких месяцев демонстрации свиток отправляется в специальное хранилище, где проходит своеобразную процедуру восстановления.
Немецкий музей книги и письменности был учрежден в 1884 году. Это один из самых ранних литературных музеев в Европе.
Основой фонда музея послужила коллекция книг библиофила Генриха Клемма. Среди его коллекции есть книга, которая сейчас находится в нашем российском музее. Это одна из редких пергаментных копий 42-строчной Библии Гутенберга, ставшая военной добычей России после Второй мировой войны.
Фонд музея включает в себя более 500 тысяч экспонатов, среди которых помимо книг представлены печатные машины, бумажные мельницы, образцы шрифтов и водяных знаков, переплеты и многое другое из истории книжного оформления.
Пожалуй, самым запоминающимся и удивительным можно назвать Музей миниатюрных книг в Баку, который открыли во Всемирный день книги и авторских прав — 23 апреля 2002 года.
В музее представлено более 7500 миниатюрных книг. Это собрание признали самым большим в мире, а в 2015 году удостоили внесения в Книгу рекордов Гиннеса.
Основой фонда послужила личная коллекция общественного деятеля Азербайджана Зарифы Салаховой, которая в настоящее время является директором музея. Эта коллекция, которую она собирала в течение 30 лет, составляет более шести с половиной тысяч книг из 64 стран мира. Салахова и сама издает книги в миниатюрном формате.
В музее представлены миниатюрные книги различных эпох, имеются и редкие издания русских писателей — Корнея Ивановича Чуковского, Федора Михайловича Достоевского, Александра Сергеевича Пушкина и Николая Васильевича Гоголя.
Кстати говоря, и сам музей довольно миниатюрен — это всего лишь один небольшой зал: места требуется не так уж и много, поскольку каждая книга меньше человеческой ладони.
Один из самых интересных экспонатов музея — книга, когда-то признанная самой маленькой в мире. Она похожа на маковое зернышко — ей размеры всего лишь 2×2 мм, все ее 20 страниц можно увидеть только через лупу. Но в настоящее время этот рекорд побит — в 2012 году в книгу рекордов, как самая маленькая книга в мире попала книга, автором которой стали два брата, Малколм Дуглас и Роберт Чаплины, из Канады. Их произведение напечатано на кремниевом чипе, размер которого составляет всего 70 мкм на 100 мкм.
А теперь перейдем ко второй группе литературных музеев — это литературно-мемориальные комплексы, представляющие собой дома, квартиры, усадьбы писателей и поэтов, в которых сохраняются внутреннее убранство, детали обстановки, предметы домашнего обихода и личные вещи как при их жизни.
Для организации экспозиции используются различные фотографии, картины, гравюры, а также специально по заказу музеев изготавливаются копии предметов прошлых лет. Это позволяет наиболее точно воспроизвести атмосферу, в которой жили и создавали свои работы писатели.
Предлагаю «навестить» дома некоторых известных писателей.
Подмосковная усадьба «Мелихово», в которой Антон Павлович Чехов прожил семь лет с 1892 года, ныне является литературно-мемориальным музеем-заповедником и бережно хранит память о Чехове, не только как о писателе, но и как о враче и общественном деятеле.
За эти семь лет жизни в «Мелихово» Чехов успел построить три школы, занимался бесплатным лечением и сбором средств для нуждающихся, принимал участие в строительстве дорог и почты. И при всем при этом успел написать около 40 произведений.
Мемориальный комплекс встречает гостей прекрасными садом и парком, которые весной радуют глаз цветущими вишнями и яблоками. Затем взору посетителей предстают главный усадебный дом, мемориальный флигель, флигель-кухня, баня, многочисленные хозяйственные постройки, пожарный сарай и экспозиция старинного медицинского пункта «Амбулаторiя».
У Антона Павловича была любопытная привычка давать названия каждому уголку своей усадьбы. Например, «Наивным двором» Чехов называл хозяйственный двор и постройки; титула «Юг Франции» удостоился огород, пруд получил название «Аквариум»; а одна из аллей заслужила звание «Аллеи любви».
В коллекции музея, состоящей из более чем тридцати тысяч экспонатов, собраны уникальные предметы наследия Антона Павловича, включая его автографы и подлинные фотографии.
Самое интересное для посетителей — предметы гардероба Чехова: знаменитые пальто, шляпа, белый картуз, рубашка и галстук-бабочка. В столовой можно увидеть подлинный сервиз, когда-то принадлежавший писателю, а в кабинете на письменном столе — ручку, карандаш, чернильницу и пенсне писателя.
А еще в усадьбе «Мелихово» можно увидеть забавный памятник в честь любимых такс писателя — Хины и Брома.
Еще один всемирно известный литературно-мемориальный музей — это дом-музей Льва Николаевича Толстого «Ясная Поляна», где знаменитый писатель родился, провел более 60 лет своей жизни и встретил свою смерть.
В составе Мемориального комплекса представлены:
- Дом Волконского — самое старое каменное здание в Ясной Поляне; при Л. Н. Толстом оно имело хозяйственное назначение, сегодня — это административное здание музея; в доме также есть выставочный зал;
- Дом Л. Н. Толстого, в котором он прожил более 50 лет и написал большинство своих произведений (в том числе знаменитые на весь мир «Анну Каренину» и «Войну и мир»); сохраняется по состоянию на 1910 год — последний год жизни писателя);
- Флигель Кузминских — здание Яснополянской школы Толстого, позднее — дом для гостей; ныне в нем размещаются временные экспозиции;
- Мемориальная конюшня, в которой сегодня содержится около 30 лошадей.
Похоронен Лев Николаевич недалеко от усадьбы. Могила очень скромная, без памятника и пышных венков — писатель сам просил похоронить его без всякого намека на излишества.
Дом-музей сохранил привычную Льву Николаевичу обстановку, во многом благодаря стараниям его жены Софьи Андреевны. Она оберегала парк, усадебные постройки, внутреннюю отделку дома и все личные вещи и предметы интерьера, и даже подписывала их, стремясь сохранить память о великом писателе.
В 1911 году Софья Андреевна дважды обращалась к императору Николаю II с просьбой принять Ясную Поляну под охрану государства, но ей ответили отказом. Только спустя 8 лет ее волю исполнили. А уже в 1921 году усадьбу объявили музеем-заповедником.
Единственный литературно-мемориальный музей, в которой мне довелось побывать, а не довольствоваться онлайн-экскурсией, — это дом-музей Федора Михайловича Достоевского, одного из моих самых любимых писателей.
Музей находится на набережной реки Перерытицы в городе Старая Русса. Этот дом был «летним» для знаменитого писателя: он проводил там летние сезоны с 1873 по 1880 годы. Именно здесь были написаны знаменитые романы «Подросток», «Бесы» и «Братья Карамазовы».
В настоящее время на экспозиции представлены 6 комнат, обстановка которых была восстановлена по воспоминаниям жены и дочери Достоевского, а также посещавших семью гостей. Самая интересная для гостей комната — личный кабинет писателя, где находятся рабочий стол, рукописи, прижизненные издания произведений, канцелярские принадлежности, а на стенах — копии любимых картин авторства Рафаэля, Тициана, Гольбейна-младшего, а еще портреты Бальзака, Пушкина, Шекспира, Диккенса. Над рабочим столом Достоевского размещены фотографии самых близких людей: супруги, детей и его родителей.
В коллекции музея есть вещи, принадлежавшие Достоевскому и его семье, которые были переданы в дар родственниками писателя: цилиндр, лайковая перчатка, рецепт и аптечный пузырек, ковровая скатерть, старые газеты того времени.
В столовой, где проходили семейные трапезы, на столе, накрытом на 6 персон, стоит подлинный столовый сервиз из фарфора и столовое серебро, которыми пользовались в семье Достоевских.
К сожалению, в годы Великой Отечественной войны музей очень сильно пострадал (хотя чудом оказался не разрушен, как многие другие здания по соседству), и бОльшая часть личных вещей Федора Михайловича была безвозвратно утрачена. В 1961 году музей отреставрировали.
Государственный музей Михаила Афанасьевича Булгакова в Москве знаком многим поклонникам творчества писателя под кодовым названием «Нехорошая квартира». С чего такое нелестное определение? Так о своем жилище отзывался сам писатель! А еще она стала прототипом той самой знаменитой «нехорошей квартиры» из романа «Мастер и Маргарита».
Дело в том, что условия быта в коммунальной квартире были, мягко выражаясь, далеки от комфорта. А еще это был период, когда писатель находился в весьма ограниченных средствах, что не могло не сказаться на восприятии своего жилища.
Чтобы нарисовать себе полную картину быта писателя в этой «нехорошей квартире», предлагаю прочесть его шутливое стихотворение о своем новом месте жительства:
На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение,
атом.
Жаль, некоторых удобств нет
Например – испорчен ватерклозет.
С умывальником тоже беда:
Днем он сухой, а ночью из него на пол
течет вода.
Питаемся понемножку:
Сахарин и картошка.
Свет электрический – странной марки:
То потухнет, а то опять ни с того
ни с сего разгорится ярко.
Теперь, впрочем, уже несколько дней
горит подряд,
И пролетариат очень рад.
За левой стеной женский голос
выводит: «бедная чайка…»
А за правой играют на балалайке.
В феврале 1922 г. Булгаков запишет в дневник:
«Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем. Пришлось взять у дядьки немного муки, постного масла и картошки… Обегал всю Москву — нет места… Валенки рассыпались».
Но настоящий писатель всегда и во всем найдет для себя вдохновение: скандальные и озлобленные, оставшиеся без работы люди, ищущие душевное успокоение в рюмке водки, стали прототипами многих героев Булгакова.
На экспозиции представлены личные вещи писателя, полученные музеем в дар от его племянниц, рукописи и предметы связанные с его литературной и театральной деятельностью.
Не оставлен без внимания и двор музея — там посетителей встречают бронзовые фигурки Коровьева и Бегемота — героев романа «Мастер и Маргарита». Говорят, что там же обитает и настоящий кот по кличке Бегемот — толстый, черный и очень надменный. А стены подъезда расписаны сюжетами по мотивам произведений Булгакова.
Главная комната экспозиции — рабочий кабинет Булгакова, воссозданный по воспоминаниям современников и фотографиям. Кабинет наполнен личным вещами писателя, среди которых гардероб, радиоприемник, секретер, на котором предположительно был написан роман «Мастер и Маргарите», а также выставлено издание романа Апулея «Золотой осел», который Михаил Афанасьевич очень любил.
Дом-музей Эрнеста Хемингуэя в Ки-Уэсте знаменит своими обитателями, которым писатель завещал бессрочное содержание. Эти обитатели — котики, которые являются прямыми потомками пушистиков самого писателя.
Любовь Хемингуэя к кошкам началась с подарка его друга — котенка породы мейнкун с шестью пальцами на лапках по кличке Сноубол (или, по-нашему, Снежок). Очень скоро усадьбу писателя заполонили представители семейства кошачьих (в один момент их число перевалило за 50), и хозяину даже пришлось усовершенствовать дом, приспособив его для нужд питомцев. Для них был построен специальный питьевой фонтан, а башня дома была предоставлена в их безраздельное пользование
Сегодня котики помогают воссоздать в доме-музее живую атмосферу, многие посетители отмечают, что ощущение будто находишься не в музее, а настоящем доме.
Музей наполнен предметами обихода и личными вещами Хемингуэя, в том числе трофеями и сувенирами, привезенными писателем из западных экспедиций и сафари в Африке.
Дом-музей Чарльза Диккенса в Лондоне на Даути-стрит был мало кому известен, и его даже планировали сносить в 1923 году. Но поклонники творчества писателя оказались начеку и выкупили это здание.
Музей был заново отреставрирован и открыт для посещения в 2012 году. При реставрации большое внимание уделялось созданию реальной атмосферы, царившей при жизни писателя. Многие предметы обстановки и обихода, личные вещи и предметы являются подлинными. Сохранилась живопись, портреты писателя, рукописи и первые издания книг.
Также на экспозиции представлены макеты и декорации, предметы интерьера и гардероба, которые были использованы в качестве реквизитов на съемках экранизаций произведений Диккенса.
Хотя Диккенс с женой прожили в этом доме всего лишь три года, за этот период писателю удалось завершить 2 из самых своих значительных работ — «Посмертные записки Пиквикского клуба» и «Приключения Оливера Твиста».
В местечке Порт-Марли, недалеко от Парижа, расположен Дом-музей Александра Дюма-отца, который носит имя «Замок Монте-Кристо». Оноре де Бальзак называл его «одним из самых прелестных безумств».
Когда Дюма решился на приобретение столь солидного жилища, он находился на пике популярности после выхода «Графа Монте-Кристо» и «Трех мушкетеров», поэтому не скупился на расходы по обустройству виллы, пригласив самого известного архитектора того времени.
Мечта писателя исполнилась — в 1847 году он уже пригласил гостей на новоселье в свой роскошный трехэтажный замок в стиле ренессанс, окруженный рвом и английским садом с гротами и водопадами.
Никогда не отличавшийся излишней скромностью, Дюма разместил над окнами первого этажа рельефные портреты знаменитых писателей — Шекспира, Данте, Вергилия, Гомера, а над входом — …собственный портрет. На фронтоне был высечен фамильный герб Дюма вместе с его личным девизом — «Я люблю тех, кто любит меня». Весьма красноречивая демонстрация высокой самооценки писателя.
Над своими произведениями Дюма работал в небольшом готическом замке Иф, построенном рядом с великолепным главным замком. Иф состоял из кабинета на первом этаже, спаленки с железной кроватью на втором и дозорной площадки на крыше.
Но к большому сожалению писателя, уже спустя 2 года он был вынужден продать свое шикарное поместье, требовавшее непомерных расходов. Учитывая широкую душу Дюма, который не скупился на содержание своих многочисленных любовниц и прихлебателей, приезжавших в гости, даже его невероятное трудолюбие и скорость написания текстов не смогли обеспечить нужный уровень дохода.
В 1969 году, когда над поместьем нависла угроза сноса, энтузиасты из числа поклонников автора выкупили оба замка и парк и провели обширные работы по реконструкции, чтобы всё было в точности как при жизни писателя. Например, для реставрации мавританской гостиной пригласили марокканских мастеров под патронажем короля Марокко.
Текст: колумнист Софья Петрова
#литература #музей #день музеев #писатели #выставки #livelib