Найти тему
Живописные истории

«Ниагара» американского художника Фредерика Эдвина Чёрча. Волшебство пейзажа

Среди всех живописных чудес Нового Света Ниагарский водопад занимал первое место в сознании американцев середины девятнадцатого века. Открытые европейскими исследователями в конце семнадцатого века, водопады стали для многих символом силы их новой нации. Граждане Нового Света стремились доказать свое равенство или даже превосходство над Старым Светом, и Ниагара дала им возможность утереть нос Европе по части захватывающих пейзажей.

После того, как американский художник Фредерик Эдвин Черч (1826–1900) успешно выставил четыре картины с тропическими пейзажами в Национальной академии дизайна в 1854 году, он решил попробовать себя в изображении южноамериканских пейзажей.

«Анды Эквадора» стали самой крупной (121.9 x 194.3 см), на тот момент, его работой. Зрители были поражены открывшейся перед ними панорамой.

Как написал один из них: “Величие, уединение, безмятежность! Здесь есть чем дышать”.

"Анды Эквадора", 1855 г. Дом-музей американского искусства Рейнольда, Уинстон-Сейлем, Северная Каролина
"Анды Эквадора", 1855 г. Дом-музей американского искусства Рейнольда, Уинстон-Сейлем, Северная Каролина

Художнику снова удалось поразить свою аудиторию, и, сделав это, он вступил в новую фазу в своем творчестве.

Эквадорские Анды были его первым полномасштабным шедевром и первым выражением того, что Александр фон Гумбольдт назвал “чувством единства и гармонии космоса".

С этого момента от него стали ожидать таких же шедевров, причем появляться они должны были регулярно. И художник не подвел своих поклонников, выдавая такие же "космические" пейзажи последующее десятилетие.

Первой из этой последовательности картин стала «Ниагара», сделав из Чёрча самого известного и почитаемого художника Америки.

"Ниагара", 1857 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон
"Ниагара", 1857 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон

В отличие от его более ранних работ, "Ниагара" не выставлялась ни в Национальном Академии, ни на других площадках. Вместо этого она была показана на специальной выставке из одной картины в коммерческой галерее Williams, Stevens & Williams в Нью-Йорке. Галерея приобрела картину и авторские права у Чёрча за 4500 долларов.

Конечно, многие художники и до Чёрча изображали знаменитые водопады. Однако, ни одному из них не удалось запечатлеть на холсте их истинное величие, и многие современники Чёрча считали, что это невозможно. Но он справился с этой задачей.

К тому же, один из критиков, глядя на картину Чёрча «Водопад Текендама, недалеко от Боготы, Новая Гранада», 1854 года сказал: “Ему не следует рисовать падающую воду, у него не получается”.

Вызов был принят.

"Водопад Текендама, недалеко от Боготы, Новая Гранада", 1854 г. Художественный музей Цинциннати
"Водопад Текендама, недалеко от Боготы, Новая Гранада", 1854 г. Художественный музей Цинциннати

Художник, следуя уже отработанной схеме, сделал многочисленные карандашные наброски и этюды маслом во время посещения водопада.

Его первая поездка состоялась в марте 1856 года, когда на земле ещё лежал снег.

Она привела к появлению некоторых из его самых ярких набросков водопадов (которые, к сожалению, так и не станут, картинами).

Этюд водопада и башни Террапин-Пойнт, март 1856 г., Купер-Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна.
Этюд водопада и башни Террапин-Пойнт, март 1856 г., Купер-Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна.

Он вернулся туда в июле, а затем в сентябре и октябре, набрав достаточно материала, чтобы начать планировать окончательную композицию, на которой будет изображен вид на водопад Хорсшу с канадской стороны.

Вернувшись в свою нью-йоркскую студию, Чёрч принялся за работу. Заметки в журналах и газетах Нью-Йорка и Бостона за декабрь 1856 года и, январь и февраль 1857 года ясно показывают, что художник допускал журналистов в свою студию, чтобы те посмотрели, как продвигается работа.

Эти репортажи послужили отличной предварительной рекламой для будущего показа большого полотна.

Этюд для "Под Ниагарой", 1862 г.
Этюд для "Под Ниагарой", 1862 г.

При разработке окончательного варианта картины Чёрч столкнулся с несколькими серьезными проблемами.

В первую очередь, нужно было точно передать цвет и внешний вид воды. Чтобы всё получилось, художник работал над большим холстом только тогда, когда “небо было ясным и ярко светило солнце”.

Далее, нужно было не потерять узнаваемость водопада, добавляя ему масштабности и величия с помощью определенных изобразительных приемов. Чёрч знал, что он не может позволить себе много вольностей с общим видом Ниагары, который уже был хорошо известен публике благодаря печатным и фотографическим иллюстрациям.

На картине изображен вид, который, на самом деле, не мог быть воспринят человеческим глазом сразу: Чёрч скорректировал перспективу так, чтобы в поле зрения попадали как ближние, так и дальние стороны водопада, и сдвинул ближайшую к зрителю плоскость водопада вниз, чтобы можно было увидеть больше дальней стороны с её колоссальными потоками воды, срывающимися сверху вниз.

Для коллажа использовалось фото Daniel Peckham
Для коллажа использовалось фото Daniel Peckham

Но самым радикальным нововведением Чёрча в изображении Ниагарского водопада было отсутствие какого-либо переднего плана. Зрители могли легко себе представить, что они сейчас вот-вот упадут и всё, чего им для этого не хватает – это рева потока воды.

После успешного дебюта в Нью-Йорке «Ниагара» была показана в Лондоне летом 1857 года; вторая выставка прошла в Лондоне в мае 1858 года, и за этим последовали остановки в Глазго, Манчестер и Ливерпуль. К осени 1858 года «Ниагара» вернулась в Нью-Йорк, где во второй раз выступила в Williams, Stevens & Williams, прежде чем отправиться в обширное турне по городам Америки.

В 1867 году картина была выставлена на Всемирной выставке в Париже, где удостоилась медали. По легенде, когда французский художник Жан-Леон Жером увидел её, то назвал картину началом американской школы живописи.

"Ниагарский водопад с американской стороны", 1867 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
"Ниагарский водопад с американской стороны", 1867 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

После успеха «Ниагара» Чёрч создал ещё два крупных полотна с изображением водопада. Первое – «Под Ниагарским водопадом» 1862 года (работа утеряна, остался только эскиз). Второе – «Вид на водопад с американской стороны» 1867 года.

Хотя обе эти более поздние картины были приняты, в целом, хорошо, но ни одна из них не достигла такой славы, как более ранняя версия.