Нужно обладать особым талантом, чтобы у зрителя возникло ощущение, будто он находится внутри повествования. Еще больший талант нужен для того, чтобы убедить человека по ту сторону экрана – действие происходит прямо сейчас, это не трюк монтажа и операторского искусства. Вспомним кино, где этот прием не просто используется, но и ложиться в основу всей картины.
Бешеные псы
Да, первое, что приходит в голову – это дебютная картина Квентина Тарантино. Еще малоизвестный режиссер поразил всех не только драматургией в истории про грабителей-неудачников, но еще и собственным профессионализмом. Время здесь – отдельный персонаж, который давит на героев, заставляет совершать ошибки и необдуманные действия.
Воры спрятались на складе, где ждут своего главаря. И единственное, что нарушает целостность повествования – редкие флешбэки о том, как каждый из них попал в команду. Все остальное происходит прямо здесь и именно сейчас.
Веревка
Фильм Альфреда Хичкока, один из первых в своем жанре. Двое друзей убивают однокурсника, а чтобы скрыть следы преступления, решаются на невероятно отчаянный шаг: спрятать тело в сундуке и оставить посреди банкета, где отдыхает толпа народа. Полтора часа мы смотрим и наблюдаем за тем, что из этого в итоге получится. Это был эксперимент не только на экране, но и в реальной жизни, который ставил сам Хичкок. И он, однозначно, удался. Всего десять монтажных склеек, роскошная панорама и невероятный результат для сороковых годов прошлого века.
Потерянный рейс
Этот фильм имеет значение не только для истории кинематографа, но и для современного общества в целом: он снял табу с теракта, произошедшего 11 сентября. Это лишь малая часть того, что происходило в тот жуткий день – рейс 93 должен был быть направлен к Белому дому или Капитолию, но преступникам помешали пассажиры. Вместо еще одного взрыва, который унес бы сотни жизней, авиалайнер разбился в полях Пенсильвании.
Гиперреализм заставляет не отрывать взгляд. Здесь в реальном времени суета стюардесс, сонные разговоры пассажиров и крики ужаса, когда террористы врываются в салон. Практически документалка, с трясущейся камерой, резкими переходами от одного лица к другому и длинными непрерывными дублями.
Виктория
Еще один эксперимент, на этот раз поставленный Себастьяном Шиппером. С третьей попытки он снял весь фильм одним непрерывным дублем.
В течение двух часов зрители путешествуют по Берлину вместе с главной героиней – девушкой Викторией. Она была на вечеринке в ночном клубе, потом попала в криминальную историю и практически стала соучастницей ограбления банка. Этот фильм – про дилемму непредсказуемости наших поступков и жизней в целом. Вот, заканчивается томный вечер, вот и ночь на исходе, впереди забрезжило утро – и жизнь начнется сначала. Очевидно, режиссер только испытал новый метод, но результат поистине ошеломляющий.
Тайм-код
А здесь время показано иначе – мы наблюдаем за тем, как экран, разбитый на четыре части, транслирует нам четыре разные истории. Поликадровое повествование – не новость, однако сюжет, наложенный на способ, дал отличный результат.
Итак, это четыре истории о пробах четырех людей на независимой киностудии. Здесь не только фильм «в моменте», но еще и неодинаковость наших ритмов, интенсивность поступающей информации и разница в самих людях. Чем же закончатся пробы для уставшего продюсера, женщин, претендующих на главную роль, поклонницы русского авангарда?