Рецензия на книгу. Кэтрин М. Валенте. "Сияние"

Жанр: Фантастика Год выхода: 2020 Оценка: 3 из 5 О чем: Северин Анк - дочь знаменитого режиссера готических драм в  альтернативном прошлом, где эра звуковых фильмов так и не наступила.

Жанр: Фантастика

Год выхода: 2020

Оценка: 3 из 5

О чем: Северин Анк - дочь знаменитого режиссера готических драм в альтернативном прошлом, где эра звуковых фильмов так и не наступила. Северин не по нраву фильмы отца, полные страстей, интриг и призраков, поэтому она решает сделать карьеру документалиста и отправляется в путешествие по Солнечной системе, изучая культы левитаторов на Нептуне или нелегальные салуны на Марсе. Ведь это не наш мир и не наша Вселенная, а воплощенная утопия, где каждая планета обитаема, космос полон приключений, а люди путешествуют в изящных комфортабельных ракетах. Вот только даже в этом прекрасном мире существуют опасности, и последний фильм Северин приводит ее к загадке исчезнувшей подводной колонии на Венере, населенной огромными созданиями, размером с целые острова. И эта загадка окажется гораздо страшнее и мрачнее, чем думала как сама Северин, так и земляне вообще, и есть большая вероятность того, что с этих съемок далеко не все вернутся живыми.

Я начну с вопроса, который мучил меня где-то с середины этой книги: почему нельзя просто написать добротную книгу про космические приключения? Вот просто хорошую интересную книгу? Без выпендрежа.

Теперь, собственно, про то, что я называю "выпендреж". Это разорванное повествование, какие-то куски чего-то там из чьих-то там дневников и газетных статей, круговая композиция, бесконечные приемы "история в истории", метафоры, аллюзии и так далее и тому подобное. Ну не спорю, определенный стиль в этом есть, фантастический мир даже очень интересный, можно было бы в нем как следует "поиграть". Увы, аннотация обещала мне другое. Аннотация обещала мне космические приключения.

В общем, по тексту. На Венере пропала режиссерша Северин. Это "замануха". Дальше страниц 200 мы читаем те самые газетные статьи, дневники и оформленные как сценарий отрывки из документальной хроники, чтобы узнать, кто такая Северин, кто у нее папа, сколько у папы было жен, кто с кем сколько раз переспал на Луне, которая теперь Голливуд. Когда данный материал усвоен, переходим к стадии 2 - расследование исчезновения Северин. Тут все будет преподноситься так: допросы одного из очевидцев в форме протокола и фильм, который папа Северин снимает про исчезновение Северин (с перерывом на производственные совещания). То есть это будет как фильм, с вампирами и оргией (потому что папа Северин всегда снимал готические фильмы с вампирами и оргиями). А конец этого фильма (где мы наконец-то узнаем, что стало с Северин) имеет форму водевиля. Перевожу на русский: в конце все герои собираются в одной комнате (включая плюшевого кита, плюшевого осьминога и покойную Северин) и поют песни о том, что произошло. Написано в стихотворной форме.

Атас, короче, полный.

Знаете, я понимаю этот весь модный артхаус, иногда он очень даже интересен и приятен, мне понятны все эти композиционные изыски, зачем и как они сделаны. Но я уже в это наигралась, у меня давно уже нет подросткового восторга по поводу того, как это все сложно, изысканно и "только для избранных" (вау-вау, как здорово что мне это понятно, ура-ура, я не серость, я - личность). Да нет в этом ничего сложного и избранного. Это просто книга, в конце которой плюшевый кит объясняет в песенке предыдущие 500 страниц.

#фантастика #рецензиянакнигу