СССР был стройкой в масштабах всей страны. Строились жилые микрорайоны, заводы, плотины, дороги.
Естественно, особый приоритет отдавался строительной технике: одних моделей экскаваторов каждый год создавали десятки штук.
Некоторые из них были вполне обычными, другие же пугали своими размерами. К последним явно относятся экскаваторы-дреноукладчики Д-658/658А/658М, Д-659А/659Б и ЭТЦ-406/406А, выпускавшиеся на заводе дорожных машин «Дормаш» в Брянске.
Начнём с Д-658, который стал дальнейшим развитием более раннего Д-251. Выпускался в нескольких модификациях, которые носили индексы Д-658А и Д-658М.
Экскаватор применялся для рытья траншей глубиной до 4 метров и шириной 0,6 метра. Для этого использовался рабочий орган с полукруглыми ковшами.
Часть элементов рабочего органа, а также двигатель экскаватора не стали разрабатывать заново, а взяли у другого троншейного экскаватора ЭТУ-354А.
Ходовая часть выполнена на базе узлов и деталей серийного трактора Т-100, конечная передача - цепная.
Привод лебедки подъема и опускания рабочего органа осуществлялся от гидромотора.
Но Д-658 был способен не только вырыть троншею, но еще и уложить в неё трубы. Для этого использовалась такая же конструкция, что была у дреноукладчика ЭД-3,0: отличался лишь принцип установки.
Дреноукладчик снабжен электрогидравлической системой автоматического выдерживания заданного уклона дренажной линии («Уклон-1»), работающей от копирного троса.
Дреноукладчик Д-658А отличается дополнительной электронной системой автоматического управления, а Д-658М также оснащен электромеханическими реле, для работы по заранее заданной программе.
Д-658А также может работать с гончарными трубами, так как снабжён катушками для стеклоткани. Гладкие гончарные трубы укладывают на ленту стеклоткани шириной 700 - 900 мм и вместе с ней по спускному лотку подают на дно бункера, где рабочий вручную закрывает их сверху внахлестку.
У Д-658М есть механиз для обёртывания гладких гончарных труб полосовой стеклотканью, которая надёжно защищает стыки от заиления.
Впоследствии на замену машинами серии Д-658 пришёл экскаватор-дреноукладчик Д-659А для работы с гончарными трубами диаметром 100 - 200 мм с одновременной изоляцией их песчано-гравийным фильтром и последующей засыпкой траншей грунтом.
Часть агрегатов шасси взяли у модернизированного трактора Т-100М и роторного траншейного экскаватора ЭР-7А, а рабочий орган, как и у Д-658, был унифицирован с ЭТУ-354.
Экскаватор оснащен двумя ленточными конвеерами - продольным и поперечным, с возможностью обратной засыпки траншеи. Выдерживание заданного уклона траншеи производится в автоматическом режиме.
На тот момент времени конструкция трубоукладчика экскаватора-дреноукладчика Д-659А считалась самой рациональной.
Движущей силой был дизельный двигатель Д-108 мощностью 108 л.с., который позволял экскаватору двигаться с рабочими скоростями от 30,5 до 113 метров в час.
Экскаватор-дреноукладчик Д-659А выпускался с 1966 года Брянским орденов Ленина и Трудового Красного Знамени заводом дорожных машин имени 50-летия Великого Октября.
Позже его заменили на модернизированный Д-659Б, который производили до 1978 года.
Следующей моделью стал ЭТЦ-406. Он отличается от последнего тем, что максимальная глубина отрываемой им траншеи достигает 4,5 метра и отсутствует цепная передача на рабочий орган.
ЭТЦ-406 разрабатывали для строительства дренажа в зонах орошения. Максимальная глубина отрываемой траншеи 4,5 метра, минимальная 2,5 метра, ширина 0,66 метра.
В основе экскаватора уже лежали агрегаты более современного трактора Т-130, а рабочий орган унифицирован с ЭТР-204. Опорную площадь гусениц увеличили для снижения удельного давления на грунт.
Ковши арочного типа с режущим периметром полукруглой формы снабжены съемными зубьями. От налипшего грунта они очищаются очистителем, закрепленным на приводном валу.
Высоту рабочего органа можно было регулировать при помощи лазерной аппаратуры типа УКЛ-1 или "Профиль-30". Последний также позволял контролировать угловое положение.
Приёмочные (государственные) испытания первого образца ЭТЦ-406, изготовленного Брянским заводом дорожных машин, проходили в районе города Джанкой в 1978 году.
В 1980 году экскаватору-дреноукладчику ЭТЦ-406 был присвоен Государственный знак качества СССР.