В период Миллениума, то есть на излете девяностых и в самом начале нулевых было создано несколько в высшей мере качественных отечественных телевизионных проектов, которые по большому счету изменили «культурные контуры» медийных продуктов современности. Хотя бы потому, что им в известной степени пытаются подражать.
Одним из таких проектов стал мини-сериал (в нём всего лишь четыре эпизода) «По ту строну волков». Он был выпущен на экраны в 2002 году и произвел на зрителей увлекательно-пугающее впечатление. В какой-то мере он наследовал «советский нуар» и «готику СССР», что не было удивительным, так как его создателем был Владимир Хотиненко.
Тот в свое время приложил руку к созданию мрачного советского жанра, сняв блистательную в своей сумрачной пессимистичности картину «Один и без оружия» (1984). Эти традиции были продолжены уже полтора десятилетия спустя, когда выяснилось, что «социальный трэш» (или проще говоря - «перестроечная чернуха») не могли впечатлить зрителя.
И вот именно тогда была предложена фабула, которая одинаково совмещала в себе криминальные, исторические и мистические моменты. Мы уже не раз говорили, что т.н. «советский нуар» находился на «периферии войны», что можно было трактовать как во временном, так и пространственном контексте.
«По ту сторону волков» не был исключением. Действие происходит в 1946 году в одном из небольших подмосковных населенных пунктов. Здесь фактически безнадзорными оказались несколько вагонов с разнообразными трофеями, прибывшими из Германии, которые местная публика потихоньку начинает расхищать.
Впрочем, местного участкового волнует вовсе не это. Воровство, конечно, плохо, но окрестность пребывает в ужасе от серии жестких убийств, совершение которых молва приписывает волку-оборотню. Казалось бы, нормальный советский человек не должен верить в подобную «мистическую ахинею». Однако детали расследования заставляют изменить мнение на этот счет.
В итоге зрителю был предложен завораживающий коктейль из криминала и мистики, хотя ни то, ни то не было обозначено ясно и отчетливо, а лишь набросано спонтанными отблесками теней, которые напоминают силуэты. Их вырезает из черной бумаги один из персонажей сериала.
А ещё порадовала качественная актерская работа, хотя состав обзывал. Это была одна из лучших ролей Владислава Галкина. А ещё в фильме принимали участие: Валентин Гафт, Иван Бортник, Сергей Гармаш, Александр Балуев, Алексей Гуськов и т.д.
Мы далеко не случайно назвали «По ту строну волков» фильмом, ибо в отличие от прочих российских сериалов он снимался по канонам серьезной кинокартины: на кинопленку, с множеством дублей, с подготовкой актеров. Опять же если сливать четыре эпизода вместе, то получится чуть более трех часов – ровно столько, сколь длятся некие эпические киноленты.