Материал является продолжением статьи о Б.М. Кустодиеве
На поисковый запрос «живопись художника Кустодиева» в сетевой подборке зачастую всплывает картина под названием «Провинция (Кострома)», 1906 г. Действительно, полотно очаровательное - очень оптимистичное, мажорное.
Идиллия русской глубинки с её тихой размеренной жизнью, с городской площадью, на которой увлеченно судачат две местные кумушки – предстает зримым антиподом надвигающимся «великим потрясениям» с их неисчислимыми бедствиями и революционной разрухой.
Казалось бы, вторая часть названия картины – «Кострома» однозначно свидетельствует о месте её создания. Спору нет, на протяжении многих лет Борис Михайлович был тесно связан с этим волжским городом, там созданы многие его произведения.
Однако сильно озадачивало, что изображенная на картине пожарная каланча совершенно не похожа на великолепную, устремленную ввысь «свечу» костромского пожарного депо, созданного в 1825 г. архитектором П.И. Фурсовым.
Да и гостиный двор в передаче Кустодиева (на картине слева) как-то не очень ассоциировался с костромскими Красными и Мучными торговыми рядами.
Вместе с тем, показанная на холсте каланча показалась знакомой. Она живо напомнила ансамбль пожарного депо в левобережной части города Тутаева (до 1918 года – г. Романов-Борисоглебск). Стоящая сверху деревянная дозорная вышка за прошедшие годы несколько изменилась. Но, как и прежде, её венчает фигурный флагшток для вывески «сигнальных шаров», предупреждавших население о пожаре.
Борис Михайлович Кустодиев впервые посетил этот волжский городок в 1905 году. И навсегда был очарован его самобытной красотой. Виды Романово-Борисоглебска с тихими улочками и старинными церквями, с бескрайними волжскими просторами, нашли отражение в ряде работ художника: «Гуляние на Волге», «У иконы Спаса», «Купание» и др. (Статью о г. Тутаеве см. на нашем канале)
Получается, на картине изображен г. Романов? Полную ясность в вопрос могло бы внести сравнение полотна с реальным видом гостиного двора. Однако, увы, торговое строение до наших дней не дошло. К 1960-м годам оно сильно обветшало, и было разобрано на кирпичи. Сегодня на его месте возвышаются буйно разросшиеся тополя.
М-да, в сетевых ресурсах попадались архивные фото ярмарочной площади г. Романова. Но к немалой досаде, гостиный двор на них упорно оставался за кадром.
Но наконец, после долгих поисков, в сети отыскался ретро-снимок: «Вид г. Романова с пожарной каланчи». Фотограф зацепил искомые ряды лишь краем (на снимке – см. слева). Но, несомненно, именно они изображены на картине Кустодиева!
Так, без труда узнается характерный полуэтаж с полукруглыми «венецианскими» окнами. А на углу здания хорошо различается небольшой портик с фронтоном и прямоугольной нишей над входом.
Так как же следует понимать название картины «Провинция (Кострома)»? – Как заведомую ошибку атрибуции?
Не факт. Кустодиев много работал для театра. И мог напряженно искать в тихом Романове образы патриархальной костромской глубинки. Именно этот городок как нельзя лучше отражал атмосферу 1860-70 гг., которую требовалось передать в декорациях к пьесам А.Н. Островского. Например, к знаменитой «Бесприданнице», где действие происходит «на Волге».
И в этом смысле слово «Кострома» в названии картины могло означать не место создания, а образный логотип авторского замысла.
В конце концов, Борис Михайлович был творцом, а не сухим копиистом ландшафтных видов. Постараюсь пояснить мудрёный термин «образный логотип» на наглядном примере.
Так, силой своего воображения художник переместил костромской город Судиславль на берега матушки-Волги, хотя на самом деле тот расположен в 50-ти верстах от великой реки. Но именно с таким антуражем у мастера сложился сюжет исторической картины под образным логотипом «На Волге»:
Подобным образом Кустодиев впоследствии переосмыслил и картину «Провинция». В эскизе декорации к пьесе Островского «Горячее сердце» также узнаются торговые ряды г. Романова и пожарная каланча с помянутым фигурным флагштоком
Интересно, что по прошествии более чем сотни лет романовские кумушки по-прежнему судачат на площади. Только переместились с левой её стороны на правую. Ведь не секрет, что во все времена русским женщинам было о чем поговорить!
О чём? Думаю, сильно не ошибусь, если предположу: об общих знакомых, о покупках, о ценах, о модных фасонах, о здоровье и о погоде …