Странно подводить итоги года в мае, но я уже сейчас хочу поставить зарубку – "Варяг" непременно войдет в мой Топ-5 за 2022 год. Или даже в Топ-3. Я и первое место пока не отдавал бы никому. Не исключаю, что ничего лучше в этом году мы не увидим – как минимум, в визуальном плане "Варяг" безупречен, величествен, монументален. У меня есть претензии к паре сюжетных ответвлений, я не склонен считать, что ведущие актеры и актрисы превзошли себя, но атмосферность, проникновенность и способность прополоскать мозг у картины феноменальные. Особенно круты сцены видений – Провидица, Валькирия, Мертвый Рыцарь ошеломляют. Вот что на большом экране надо смотреть, а не влогеров этих ваших.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Не знаю, соберусь ли что-то писать о фильме еще, но сейчас, по горячим следам, хочу отметить одну небольшую деталь – тот неожиданный сюжетный поворот, который заставил пошатнуться не только зрителей, но и героя, которого сами боги не могли лишить сил и настойчивости следования цели. И вот с этого ракурса я хочу поставить "Варяга" рядом с двумя другими эпическими историческими полотнами, близкими фильму Роберта Эггеса по духу и тематике возмездия и обретения справедливости. Герои "Гладиатора" Ридли Скотта и "Храброго сердца" Мела Гибсона, как и принц Амлет, следуют зову мести, но у "Варяга" есть преимущество, оставляющее конкурентов позади.
Лента Эггерса отправляет зрителя примерно в 900 год нашей эры – это эпоха господства викингов в Северной Европе, они совершают набеги на Англию и Францию, через восток Европы добираются до Константинополя, овладевают восточным побережьем Северной Америки. При этом остаются идолопоклонниками, поклоняющимися сонму божеств, преклоняющимися перед природой, чтящими символы и знамения. Режиссер "Варяга" вложил какие-то совершенно немыслимые силы в то, чтобы картинка фильма соответствовала представлению современных историков о том периоде, поэтому в части деталей быта, одежды, оружия и ведения войн картину можно считать точной. Но чем измерить уровень вырабатываемых сюжетом эмоций?
Я неслучайно упомянул ранее "Гладиатора" и "Храброе сердце". Обеим лентам рукоплескали критики и зрители, обе опираются на достаточно отдаленное героическое прошлое, в сюжетах обеих красной нитью идет тема мести, возмездия, восстановления справедливости. Даже общее направление в них одно – герои теряют близких, лишаются титулов и регалий, опускаются на социальное дно, но собираются с силами, чтобы добраться до обидчиков и вернуть себе доброе имя. Это вполне традиционный сюжет картины о мести, и от множества других "Гладиатора" и "Храброе сердце" отличают лишь блистательная режиссура, достойные актерские работы и внушительный бюджет. Кажется, "Варяг" идет той же тропой, но это не совсем так...
Фильм Эггерса вроде бы следует привычной колеей, но тут-то в историю мести и вмешивается скандинавская мифология, символизм, божественное провидение и тени предков. Дело в том, что погружение в культуру викингов дает нам несколько иной угол зрения на мотивацию действий Амлета. Его месть – это не только проявление личных чувств. Следование своей судьбе – один из столпов древнескандинавской культуры. Рок, фатум, удел, участь, считались викингами самой могущественной силой вселенной. Следовать данному тебе направлению было смыслом жизни воина – отсюда и настойчивость в открытии новых земель, и бесстрашие в боях, и раскрепощенность в любых отношениях. Согласно верованию викингов, любого человека и даже божество изначально связывали узы судьбы, и вырваться из этих сетей было невозможно. Как у самурая – есть только путь...
И здесь важной для понимания дальнейшего сюжета становится одна из первых сцен фильма – юный Амлет участвует в магическом ритуале не то посвящения, не то вхождения во взрослую жизнь, не то даже коронации. Правитель Аурвандиль не просто объявляет сына наследником, он выстраивает судьбу Амлета – если король будет бесчестно убит, сын получает "духовную обязанность" отомстить за отца. Фактически, в обряде с участием отца сына и колдуна формируется матрица всей дальнейшей жизни принца. С учетом того, что викинг считал свою судьбу неизменной и не подвергающейся сомнению, герой Александра Скарсгарда в фильме оказывается скован со всех сторон: его судьба – кровная месть. Это не личный выбор, как у Максимуса или Уильяма Уоллеса. Это буквально – участь.
Словно этого мало, Амлет встречает на жизненном пути Провидицу, она усугубляет то давление, которое испытывает беглый принц. Колдуны, шаманы, ведуньи были неотъемлемой частью жизни древних скандинавов. Благодаря своим "способностям" говорить с богами, слышать зов природы, читать знаки судьбы, они имели высочайший статус и были обласканы дарами и вниманием королей. В "Варяге" Провидица, роль которой исполнила настоящая волшебница Бьорк (после 22-летнего перерыва, между прочим), не просто подтверждает намерения Принца, она заряжает его единственной возможной для подлинного викинга целью жизни. Амлет должен исполнить предназначение судьбы, он должен пройти путь до конца, он должен заплатить любую цену, чтобы довести начатое до финала. Это уже не человек, не воин, это берсерк. Берсерк-мститель. "Я отомщу за тебя, отец. Я спасу тебя, мать. Я убью тебя, Фьолнир..."
Эта небольшая деталь – фатальное следование викингов судьбе – существенно отличает "Варяга" от "Гладиатора" и "Храброго сердца". И дело не только в том, что героем нового фильма движет сама вселенная (как он полагает). Совершенно иным оказывается эффект достижения цели принцем Амлетом. Герой Скарсгарда дорогой многих лишений, страданий, потерь оказывается-таки один на один с матерью, но только затем, чтобы узнать, что вся его судьба, весь путь, весь смысл жизни вел в никуда, на край пропасти, в бездну, во тьму... Это не разочарование от слишком легкой смерти своего врага, не быстро развеявшийся аромат победы, не эйфория победы. Амлет оказался лишен всего, что имело в его жизни смысл, и именно по этому викинг не принимает слов матери. Он остается верен своему представлению о судьбе. Он делает следующие шаги, хотя они уже не имеют того смысла, что был прежде...
Не с моим умением делать прогнозы, но что-то подсказывает, что "Варяг" вряд ли войдет в число претендентов на высочайшие награды по итогам 2022 года – он слишком неформатный, слишком иной, слишком хороший для Голливуда. Может, это и правильно – пусть с лучшими его сравнивают такие, как я. А я скромно умолчу, какую картину из тройки "Храброе сердце", "Гладиатор", "Варяг" считаю лучшей. Моей задачей было показать вам, что с точки зрения сюжетной линии мести фильм Роберта Эггерса кратно превосходит конкурентов.
Тут стоит остановиться, чтобы остались силы поговорить о картине еще. Не завтра и не послезавтра, но мне, скорее всего, захочется к фильму вернуться – уж больно он красив. А пока – к другим темам, благо сезон блокбастеров не дает расслабиться и рано засыпать. Всё самое интересное обсудим на канале Киноведа в штатском – заглядывайте, читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, помните, ради кого вы пролили последнюю слезу, и...
Увидимся в кино!
#кино #варяг #роберт эггерс #александр скарсгард #бьорк