Федор Андреевич Крылович роился в Минске. Было это в 1916 году, так что ни в революции, ни в Гражданской поучаствовать ему не довелось. В юности он выучился на электрика, и стал работать на железной дороге.
Его призвали на армейскую службу, где Федор получил еще и специальность связиста. Мужик он был основательный, дело свое знал хорошо, и товарищи по работе уважали его мнение.
В первый же день Великой Отечественной Крылович отправился в военкомат, желая идти на фронт добровольцем. Но там получили приказ людей определенных профессий не брать. В их число вошли и железнодорожники.
Немцы в Осиповичах
В то время Федор был приписан по службе к станции Осиповичи, которая находится в Могилевской области. Уже через неделю после неудачной попытки Федора отправиться на фронт, в городке были немцы. Некоторые попытались выехать из поселения, но это оказалось невозможны. Немцы никого не выпускали.
Все, кто работал на железной дороге, попали в немецкие списки, и к ним было повышенное внимание. Станция в Осиповичах была очень важна для немецкого командования, потому что через нее можно было отправлять составы не только на юго-восток, но и на Москву.
О сопротивлении железнодорожников захватчикам не могло быть и речи. Немцы сразу установили жесткий контроль за населением, и убивали сразу, как только им казалось, что кто-то даже косо на них смотрит.
Диверсионная группа
Конечно, мужики в депо думали, чем они могли бы помочь Красной армии, ведь через них на фронт шла немецкая техника, и перебрасывалась живая сила. Первым диверсиями решил заняться Федор Крылович.
Он хорошо знал своих коллег по работе, понимал, кому из них можно доверять, а кто отличается трусостью. Постепенно он выяснил настроение рабочих, и сумел организовать группу всего в 16 человек. Причем пятеро из них занимались только распространением листовок среди населения.
Остальные занялись более существенными делами. Люди еще не вполне почувствовали свою силу, поэтому начали с мелочей. Можно было попытаться каким-то образом испортить часть железнодорожного полотна, поджечь груз, который мог легко загореться, украсть что-то со станции, что было крайне необходимо немцам.
В группу Крыловича вливалось все больше людей, у многих были собственные идеи, и постепенно они уже смогли начать существенно портить гитлеровцам жизнь – их диверсии стали крупными акциями.
Результаты двухлетней работы советских диверсантов уже поражали масштабами. Цистерн с жидкими грузами было уничтожено 21 штука, 38 электрических моторов загублено, а 13 платформ после их действий использовать больше было нельзя.
Подпольная организация разрасталась, но люди понимали, что без взрывчатки крупных акций совершить не удастся. Вскоре им удалось достать у партизан две мины, которые крепились с помощью магнита, Крылович выжидал момент, когда можно будет ими воспользоваться, и вскоре он наступил.
Крупнейшая акция Крыловича
Немцам на станции понадобился электрик, и Федор отправился туда, спрятав свое сокровище в ящике с инструментами.
Хотя за ним тщательно наблюдали, ему удалось закрепить мины по первым вагоном и последним. Этот эшелон должен был доставить бензин немцам, воевавшим под Курском, но рядом с ним на соседних путях стояло еще несколько с другими грузами.
Рвануло знатно, результат – 5 «Тигров», 65 вагонов, в которых находились боеприпасы, три танка серии Л-10, семь бронированных автомобилей, больше десяти вагонов с продуктами.
Благодаря сильнейшему пожару, возникшему на станции, военнопленным, находившимся поблизости, удалось покинуть лагерь, в котором они содержались.
Ни одной медали при жизни Крылович за свои подвиги не получил, здоровье его ухудшилось, прожил он всего 43 года, и умер, не увидев признания своих заслуг.
Спасибо, что ставьте лайки 👍и подписываетесь на канал: ИСТОРИЯ. А ВЫ ЗНАЛИ?, чтобы не пропускать новые статьи.