триумф "Паразитов" сделал из известного в киноманских кругах Пон Джун-хо в одного из самых на данный момент популярных режиссеров. И копаясь в его фильмографии можно недоумевать почему его слава так задержалась. В 2009 году на свет выходит его драма "Мать", но особого спроса она не удостаивается. и вопрос почему? не понятно. но вот на вопрос: *читать заголовок* есть несколько причин.
!ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!
АКТУАЛЬНОСТЬ
женщина - главная героиня, а вокруг злые, глупые и похотливые мужики. ну это если грубо описать. персонаж "мать" - сильная и напролом идущая женщина, для которой нет отказов и закрытых дверей и она сделает все ради сына, пусть и не совсем "нормального". выйди он на десять лет позже, точно стал бы международным хитом и явным фаворитом на самые престижные награды. да, выясняется что она (мать) сама не сильно в адеквате и может ради защиты молодого мужчины вышедшего из нее, закончить с жизнью другого незнакомого мужчину. но какое это имеет значение, если этому есть смысл и объяснение в сценарии.
ВЕЛИКАЯ КОНЦОВКА и ВЕЛИКОЕ НАЧАЛО
я люблю танцы в кино. это крутой способ показать внутреннее состояние персонажа без всяких слов *с трепетом вспоминаем "джокера"*. и в конце "мать" (только сейчас понял что ее имя не произносится в фильме, так что давайте уже сами дадим ей имя "ким" как и имя актрисы) после осознания едет в туристическом автобусе с веселыми танцующими женщинами и вколов себе укол присоединяется к ним. закат, красота. вау.
простое, но гениальное решение взять сцену которая по хронологии должна быть в середине и поставить в начало. поле и танцующая главная героиня в нем. задаешься вопросами: "почему она танцует?", "почему нам показывают это в начале?" (ответы ближе к концу фильма), но главный вопрос все таки тут "почему так красиво и гениально?".
в первые несколько минут мы уже ощущаем меланхоличное настроение всего двухчасового киносеанса. начать по большей части криминальный триллер со спокойного и немного странного танца женщины в поле? вы где-то еще такое видели? конечно не видели. это фильм ни разу не похожий на другие фильмы. это искусство. вау 2.
НЕПОПУЛЯРНОСТЬ
спорно, но и ладно. если попросить кого-то перечислить фильмы Пон Джун-хо, то с вероятностью 99% прозвучат: "Паразиты", "Воспоминание об убийстве", "Окча", "Сквозь снег" и даже "Вторжение динозавра" и только потоооом "мать".
и для кого-то это может стать галочкой для просмотра этого фильма. в годы, когда абсолютно все считают себя уникальными и не похожими на других, просмотр такого маленького и малоизвестного кинА станет для них поводом возомнить себя шарящами за фильмы и возвышению себя в культурном плане.
КИМ ХЕ-ДЖА
в фильмографии Ким судя по кинопоиску всего 11 проектов из них только 5 полных метров. конечно это ее лучшая роль. в тот год на "оскаре" выиграла Сандра Буллок за "невидимую сторону" и она там реальна хороша, но Ким просто взяла и подняла плнку всей индустрии в тот год и не дать ей хотя бы номинацию было настолько несправедливщиной, что не знаю как высказаться. просто посмотрите видео выше и поймите что это одна из величайших актерских игр за последние десятки лет.
СТИЛЬ ПОН ДЖУН-ХО
всеми любимые "паразиты" - это прям квинтэссенция (какое умное слово) его стиля. такой сборник всех его любимых тем. в "матери" естественно тоже есть затрагивающие его душу темы. конечно это семья, не самая "нормальная", но любящая друг друга. ведь на экране у нас одна из самых любящих своё дитя мать в истории кино, настолько что она готова убивать всех и вся ради него. а еще классовая разделенность общества. в первом акте есть сцена, где сына гг, чуть ли не сбивает "ничего не видящий" водитель премиум мерседеса, направляющийся на гольф-поле. Пон также не забывает про свою первую большую картину "воспоминание об убийстве" и в каждой сцене доводит до предела саспенс. хичкок бы гордился.
СЦЕНАРИЙ
"пожилая женщина живёт с 28-летним сыном То-джуном, страдающий умственным недостатком. "мать" занимается знахарством, помогает всем нуждающимся. вдруг в округе происходит убийство школьницы, а главным подозреваемым становится То-джун. теперь матери придётся доказать его невиновность, или её сыночек окажется в тюрьме на долгие годы."
сюжет не блещет чем--то вау-шным, но детали самой истории - это то ради чего и создано кино. например: сцена избиения богатого паренька сыном гг и его другом, но внезапное отвлекание на мячики для гольфа и последующая фраза То-джуна: "подарю это своей девушке". а у него нет девушки. в кафе он пристает к незнакомке и начинает её преследовать. проходит время и на месте где убили девушку находят зеленый мячик. мячик для гольфа.
или
вы видите сцену, где главная героиня дает сыну лечебный отвар и что вы думаете по этому поводу? это да, показывает что она заботящаяся мать и пытается вылечить своего не совсем зрелого по уму сына, НО на протяжении фильма у вас возникает мысль: а что если она сама этими отварами и "народным лечением" сделала сына таким? и вообще что с ее мужем. что за скрытое трагичное прошлое? что за фраза: "мы были одним целым. у нас никого не было»? куча вопросов и нет ответов, они и не нужны. мы должны сами достроить историю и до и после.
тут нет хорошего или плохого. все антигерои. здесь и друг, который вроде и не друг, и враг, который и не враг, и конфликт совести и морали. одна из самых сильнейших картин в истории.