Найти тему
Hardsound

BIG MUFF. История Фуза-Дисторшена.

Оглавление

Всем привет!

Еще одна педаль, вызывающая много вопросов:

1) Это дисторш или фузз?

2) Как технари не умеющие играть на гитаре придумали легенду?

3) И причем тут СССР?

Что было до BIG MUFF?

Все началось в 60-х. Mike Matthews, студент Корнельском университета Нью-Йорка, изучающий электротехнику, помимо учебы играл на клавишах, а так же занимался организацией концертов в своем городе. Кстати, в списке этих групп был в том числе коллектив Curtis Knight and the Squires, где играл в то время не особо известный гитарист Джимми Хендрикс. Есть легенда что именно Мэтьюз повлиял на решение Хендрикса покинуть Squires и начать выступать самостоятельно. Как вы знаете в 1966-м Джимми собрал свой The Jimi Hendrix Experience. И при этом есть версия что именно Джимми своим звучанием повлиял на направление деятельности Мэтьюза.

После Сатисфакшена Кита Ричарда 65-го года был настоящий бум фузза. Eric Clapton, Jeff Beck, Pete Townshend, Jimmy Page, The Ventures, Kinks, Beatles - все фуззили по полной!

Тем временем Майк Мэтьюз окончил университет и работал в IBM. Но тяга к музыке и гитарному звуку его не отпускала и он устроился работать в Guild для производства второй версии двухтранзисторного фузза Foxey Lady. Хотя поговаривают что вторая версия ничем кроме оформления не отличалась от первой версии, разработанной инженером Ed Sanner. Говорят и у Джимми Хендрикса была такая педаль.

-2

То есть да, вы все правильно поняли: тот, кто придумал BIG MUFF, до этого делал фузы для Хендрикса! Да еще и не по своей схеме:) Вот это поворот, да?

В 1968 году наш предприимчивый Майк организует свою фирму по производству все тех же Foxey Lady, но уже под брендом Electro-Harmonix. Это была третья схема Фокси на кремниевых транзисторах. Так же была сделана примочка Axis Fuzztone, которая по сути ничем от Foxey Lady не отличается. А название было явной отсылкой к альбому Хендрикса Axis:Bold As Love. Сам же Джимми играл на примочке, которую позже тоже назвали Axis, но сделал ее не Майк, а гитарный техник Джимми - Roger Mayer. В общем сказать что это запутанная история - ничего не сказать. Когда я читаю историю педалей того времени, то создается впечатление что педали делали все кому не лень и кто откопал на чердаке дедов паяльник:)

-3

Новая педаль и снова не BIG MUFF!?

В 1968г Майк Мэтьюз знакомится с сотрудником Bell Labs(AT&T, Nokia) - Робертом Майером, который вообще не музыкант, но талантливый разработчик, работающий над транзисторными схемами. У Майка была идея - создать некий фузз, у которого будет минимум искажений, но много компрессии. Результатом этих разработок стал компрессор EH Black Finger. Почему он в итоге стал ламповым - лично мне не понятно:) Да и вышел он сложным и дорогим. Как гласит история из-за того что оба разработчика небыли гитаристами, то они переоценили выходную мощность гитар того времени и в ходе разработки пришлось прилепить еще один предварительный каскад чтобы поднять уровень гитары перед эффектом. И именно этот каскад так понравился Майку что он поручил разработать Роберту отдельный прибор. Сегодня мы знаем его как EH LPB-1. Это бустер на одном каскаде. Как и в случае с Dallas Rangemaster, этот бустер стал очень популярным для раскачки ламповых усилителей для получения бОльшего перегруза.

-4

Схема простейшая, ничего особенного. Усилитель с общим эмиттером из учебника по электронике:

-5

К слову, тогда схемы большинства гитарных приборов не брались из воздуха. Все это было описано в различных учебниках и журналах по электронике: усилители, цепи диодного ограничения, регулировка тембра и тп. Нужно было только скомпоновать и подстроить это для задач гитаристов.

В течении 1969г было собрано много вариантов примочек в этом же маленьком корпусе. Одним из таких приборов был Muff Fuzz. Это дистофуз на двух транзисторах и паре диодов для дополнительного ограничения сигнала. Такое название дали прибору за его мягкий, приглушенный(muffled) звук. Ну и не только поэтому:)

-6

По схеме тут тоже ничего сложного: 2 типовых каскада с ОС и прямо на выходной громкости 2 встречно параллельных диода для мягкого

ограничения. Из регулировок только громкость. Может сделать выпуск очумелых ручек со сборкой этого девайса?

-7

И вот теперь BIG MUFF!

После успеха EH LPB-1 Мэтьюз решил сделать фузз в большом корпусе с 3-мя ручками. И снова это было поручено Роберту, который собрал схему на 4-х кремниевых транзисторах, ничем не похожую на Muff Fuzz.

-8
-9

1й каскад выполняет роль входного бустера, затем 2 каскада усиливают и искажают сигнал, причем у каждого в ОС стоит по паре диодов для смягчения звука. Именно эти диоды и позволяют добиваться огромной компрессии. Усиления и сустейна тут столько, что даже ручку гейна назвали - "сустейн" как бы намекая на особенность звучания. Эти 3 каскада выдают гору усиления с огромным количество низа, так как можно обратить внимание что низ практически нигде не режется. Это и придает звуку именно фуззовый оттенок.

-10

Входной каскад не только усиливает сигнал, но и прилично режет верхние частоты за счет входного сопротивления и конденсатора C10 в ОС. Частоты режутся уже от 1.2кгц:

-11

Искажающие каскады, как можно заметить, не сильно отличаются от входного бустера. Только добавились диоды для смягчения искаженного звука.

-12

На выходе стоит знаменитый бигмафовский регулятор тона.

-13

Он получился на столько удачным что его используют во многих педалях. Даже в моем Varvar Velez стоит аналогичный регулятор тона. Принцип работы крайне простой: у нас сигнал подается на два параллельных фильтра ФНЧ и ФВЧ, а на выходе стоит потенциометр, который выбирает соотношение двух фильтров. Регулировка получается очень глубокой, а в среднем положении есть ощутимый провал средних частот. Если вы хотите точнее понимать как работает этот темброблок, то рекомендую скачать программу The Tone Stack calculator

-14

Тут можно менять номиналы и сразу проверять на что они влияют. К слову этот вырез середины можно уменьшить или даже сделать буст средних частот:

-15

Выходной каскад просто компенсирует потерянный уровень на темброблоке и является выходным буфером:

-16

Это базовая схема, но версий Бигмафа было очень много. Это и эксперименты Майка и просто сложности с поиском тех или иных комплектующих с последующей заменой на что что есть. Так или иначе в 1969г производство было запущено и одну из этих педалей продали даже Джимми Хендриксу, хотя я был уверен что он использовал только обычные фузы. Но может быть купил просто для коллекции:) Педаль стала хитом!

Карлос Сантана купил его в 1971 году, а этот латинос точно понимал толк в сустейнистом звуке:) Тогда же совершенно непонятно зачем купил его и Джон Леннон. Стив Хоу из Yes, Роберт Фрипп из King Crimson и многие другие.

Вот эта песня считается одной из первых где запечатлели эту педаль:

По легенде Тони Пелузо записал свой Big Muff прямо в консоль без усилителя.

Тут тоже можно услышал первый Биг Маф, причем тоже без усилителя. Сложно сказать что именно им мешало использовать гитарные усилители.

Интересно в этой педали и название. На самом деле фраза Big Muff это сленговое название женского полового органа. Как и π... Ну американцы - ничего святого. На самом деле это отражение всего того разгильдяйского рок-н-рольного настроения 70х. Секс, наркотики, рок-н-рол и.. влагалище.

Немного звучания бигмафов разных версий:

Среди множества версий БигМафов, включая версию на операционных усилителях, стоит выделить БигМафы, производимые в России в 90-х на заводе Sovtek.

Мэтьюз организовал компанию New Sensor Co еще в 60-х. И после распада СССР, на базе саратовского завода Рефлектор было организовано производство электронных ламп под брендом Sovtek и позже Electro-Harmonix. К слову этот завод один из лидеров-поставщиков ламп по всему миру. Многие лампы, такие как Mesa Boogie, являются просто перемаркированными совтековскими лампами.

И в какой-то момент Мэтьюз решил начать выпускать свои Маффы на этом заводе. Под названием Red Army Overdrive. Схема тут типичная Мигмафовская.

-17

Было несколько версий, включая знаменитый и очень ценный(у коллекционеров) зеленый BIG MUFF. Корпус "армейского" цвета, необычный дизайн ручек, кнопки и конечно надпись "Сделано в РОССИИ".

Отличался не только дизайн, но и комплектующие и даже схема была немного другая. Как видим и тут Майкл продолжает хайпить как оформлением так и названиями:) Ну раз СССР/Россия, то Красная Армия и закос под военные приборы.

-18
-19

Это же потрясающе! Разберите любую педаль Лель и найдите отличия:)

-20

Это внутрянка "черной версии"

-21
-22
-23

А это внутрянка одного из американских оригиналов 70-х. Сегодня за такой монтаж можно получить по башке:)

-24

Так что же такое BIG MUFF: дисторшн или фузз?

Чисто технически и исторически фуззами называют транзисторные примочки с так называемым естественным перегрузом и глубокой ОС. Само понятие fuzz должно напоминать звучание ранних перегрузов, когда перегружали в хламину усилители, пульты и дербанили динамики для получения "сломанного" звука. А в дисторшенах обычно используются диоды для ограничения сигнала. Так что это больше все таки дисторшн. Но из-за огромного запаса запирающегося перегруза без фильтрации нижних частот, звучание напоминает именно фуз. Но сильно сглаженный и мягкий.

У меня уже много лет есть BIG MUFF в большом корпусе.

-25

Правда я немного его проапгрейдил заменой кондеров на Epcos и добавлением ручки середины, которая позволяет как раз убрать тот самый провал середины в средних положениях Tone. Если интересно как-нибудь сделаю на него обзор. От себя хочу сказать что примочка крайне на любителя. С современными датчиками получается что-то вроде этого:

Xalynar - Sinful Step(liveintro)

Это я когда-то писал интро для концерта. Кажется, тут был ESP Horizon Custom или с Seymour Duncan Blackout или с Dimarzio DactivatorX. То есть это тотально фузовый грузный звук. В такой конфигурации это подойдет для дроуна, сладжа и тп. Если хотите повтрить звук Гилмора или Сантаны, то либо синглы либо пафообразные хамбакеры.

На этом все, друзья, пишите комментарии, подписывайтесь и да прибудут с вами мафы). Удачи!

Спасибо сайту https://www.electrosmash.com/big-muff-pi-analysis за красивые картинки:)