Всем привет!
Еще одна педаль, вызывающая много вопросов:
1) Это дисторш или фузз?
2) Как технари не умеющие играть на гитаре придумали легенду?
3) И причем тут СССР?
Что было до BIG MUFF?
Все началось в 60-х. Mike Matthews, студент Корнельском университета Нью-Йорка, изучающий электротехнику, помимо учебы играл на клавишах, а так же занимался организацией концертов в своем городе. Кстати, в списке этих групп был в том числе коллектив Curtis Knight and the Squires, где играл в то время не особо известный гитарист Джимми Хендрикс. Есть легенда что именно Мэтьюз повлиял на решение Хендрикса покинуть Squires и начать выступать самостоятельно. Как вы знаете в 1966-м Джимми собрал свой The Jimi Hendrix Experience. И при этом есть версия что именно Джимми своим звучанием повлиял на направление деятельности Мэтьюза.
После Сатисфакшена Кита Ричарда 65-го года был настоящий бум фузза. Eric Clapton, Jeff Beck, Pete Townshend, Jimmy Page, The Ventures, Kinks, Beatles - все фуззили по полной!
Тем временем Майк Мэтьюз окончил университет и работал в IBM. Но тяга к музыке и гитарному звуку его не отпускала и он устроился работать в Guild для производства второй версии двухтранзисторного фузза Foxey Lady. Хотя поговаривают что вторая версия ничем кроме оформления не отличалась от первой версии, разработанной инженером Ed Sanner. Говорят и у Джимми Хендрикса была такая педаль.
То есть да, вы все правильно поняли: тот, кто придумал BIG MUFF, до этого делал фузы для Хендрикса! Да еще и не по своей схеме:) Вот это поворот, да?
В 1968 году наш предприимчивый Майк организует свою фирму по производству все тех же Foxey Lady, но уже под брендом Electro-Harmonix. Это была третья схема Фокси на кремниевых транзисторах. Так же была сделана примочка Axis Fuzztone, которая по сути ничем от Foxey Lady не отличается. А название было явной отсылкой к альбому Хендрикса Axis:Bold As Love. Сам же Джимми играл на примочке, которую позже тоже назвали Axis, но сделал ее не Майк, а гитарный техник Джимми - Roger Mayer. В общем сказать что это запутанная история - ничего не сказать. Когда я читаю историю педалей того времени, то создается впечатление что педали делали все кому не лень и кто откопал на чердаке дедов паяльник:)
Новая педаль и снова не BIG MUFF!?
В 1968г Майк Мэтьюз знакомится с сотрудником Bell Labs(AT&T, Nokia) - Робертом Майером, который вообще не музыкант, но талантливый разработчик, работающий над транзисторными схемами. У Майка была идея - создать некий фузз, у которого будет минимум искажений, но много компрессии. Результатом этих разработок стал компрессор EH Black Finger. Почему он в итоге стал ламповым - лично мне не понятно:) Да и вышел он сложным и дорогим. Как гласит история из-за того что оба разработчика небыли гитаристами, то они переоценили выходную мощность гитар того времени и в ходе разработки пришлось прилепить еще один предварительный каскад чтобы поднять уровень гитары перед эффектом. И именно этот каскад так понравился Майку что он поручил разработать Роберту отдельный прибор. Сегодня мы знаем его как EH LPB-1. Это бустер на одном каскаде. Как и в случае с Dallas Rangemaster, этот бустер стал очень популярным для раскачки ламповых усилителей для получения бОльшего перегруза.
Схема простейшая, ничего особенного. Усилитель с общим эмиттером из учебника по электронике:
К слову, тогда схемы большинства гитарных приборов не брались из воздуха. Все это было описано в различных учебниках и журналах по электронике: усилители, цепи диодного ограничения, регулировка тембра и тп. Нужно было только скомпоновать и подстроить это для задач гитаристов.
В течении 1969г было собрано много вариантов примочек в этом же маленьком корпусе. Одним из таких приборов был Muff Fuzz. Это дистофуз на двух транзисторах и паре диодов для дополнительного ограничения сигнала. Такое название дали прибору за его мягкий, приглушенный(muffled) звук. Ну и не только поэтому:)
По схеме тут тоже ничего сложного: 2 типовых каскада с ОС и прямо на выходной громкости 2 встречно параллельных диода для мягкого
ограничения. Из регулировок только громкость. Может сделать выпуск очумелых ручек со сборкой этого девайса?
И вот теперь BIG MUFF!
После успеха EH LPB-1 Мэтьюз решил сделать фузз в большом корпусе с 3-мя ручками. И снова это было поручено Роберту, который собрал схему на 4-х кремниевых транзисторах, ничем не похожую на Muff Fuzz.
1й каскад выполняет роль входного бустера, затем 2 каскада усиливают и искажают сигнал, причем у каждого в ОС стоит по паре диодов для смягчения звука. Именно эти диоды и позволяют добиваться огромной компрессии. Усиления и сустейна тут столько, что даже ручку гейна назвали - "сустейн" как бы намекая на особенность звучания. Эти 3 каскада выдают гору усиления с огромным количество низа, так как можно обратить внимание что низ практически нигде не режется. Это и придает звуку именно фуззовый оттенок.
Входной каскад не только усиливает сигнал, но и прилично режет верхние частоты за счет входного сопротивления и конденсатора C10 в ОС. Частоты режутся уже от 1.2кгц:
Искажающие каскады, как можно заметить, не сильно отличаются от входного бустера. Только добавились диоды для смягчения искаженного звука.
На выходе стоит знаменитый бигмафовский регулятор тона.
Он получился на столько удачным что его используют во многих педалях. Даже в моем Varvar Velez стоит аналогичный регулятор тона. Принцип работы крайне простой: у нас сигнал подается на два параллельных фильтра ФНЧ и ФВЧ, а на выходе стоит потенциометр, который выбирает соотношение двух фильтров. Регулировка получается очень глубокой, а в среднем положении есть ощутимый провал средних частот. Если вы хотите точнее понимать как работает этот темброблок, то рекомендую скачать программу The Tone Stack calculator
Тут можно менять номиналы и сразу проверять на что они влияют. К слову этот вырез середины можно уменьшить или даже сделать буст средних частот:
Выходной каскад просто компенсирует потерянный уровень на темброблоке и является выходным буфером:
Это базовая схема, но версий Бигмафа было очень много. Это и эксперименты Майка и просто сложности с поиском тех или иных комплектующих с последующей заменой на что что есть. Так или иначе в 1969г производство было запущено и одну из этих педалей продали даже Джимми Хендриксу, хотя я был уверен что он использовал только обычные фузы. Но может быть купил просто для коллекции:) Педаль стала хитом!
Карлос Сантана купил его в 1971 году, а этот латинос точно понимал толк в сустейнистом звуке:) Тогда же совершенно непонятно зачем купил его и Джон Леннон. Стив Хоу из Yes, Роберт Фрипп из King Crimson и многие другие.
Вот эта песня считается одной из первых где запечатлели эту педаль:
По легенде Тони Пелузо записал свой Big Muff прямо в консоль без усилителя.
Тут тоже можно услышал первый Биг Маф, причем тоже без усилителя. Сложно сказать что именно им мешало использовать гитарные усилители.
Интересно в этой педали и название. На самом деле фраза Big Muff это сленговое название женского полового органа. Как и π... Ну американцы - ничего святого. На самом деле это отражение всего того разгильдяйского рок-н-рольного настроения 70х. Секс, наркотики, рок-н-рол и.. влагалище.
Немного звучания бигмафов разных версий:
Среди множества версий БигМафов, включая версию на операционных усилителях, стоит выделить БигМафы, производимые в России в 90-х на заводе Sovtek.
Мэтьюз организовал компанию New Sensor Co еще в 60-х. И после распада СССР, на базе саратовского завода Рефлектор было организовано производство электронных ламп под брендом Sovtek и позже Electro-Harmonix. К слову этот завод один из лидеров-поставщиков ламп по всему миру. Многие лампы, такие как Mesa Boogie, являются просто перемаркированными совтековскими лампами.
И в какой-то момент Мэтьюз решил начать выпускать свои Маффы на этом заводе. Под названием Red Army Overdrive. Схема тут типичная Мигмафовская.
Было несколько версий, включая знаменитый и очень ценный(у коллекционеров) зеленый BIG MUFF. Корпус "армейского" цвета, необычный дизайн ручек, кнопки и конечно надпись "Сделано в РОССИИ".
Отличался не только дизайн, но и комплектующие и даже схема была немного другая. Как видим и тут Майкл продолжает хайпить как оформлением так и названиями:) Ну раз СССР/Россия, то Красная Армия и закос под военные приборы.
Это же потрясающе! Разберите любую педаль Лель и найдите отличия:)
Это внутрянка "черной версии"
А это внутрянка одного из американских оригиналов 70-х. Сегодня за такой монтаж можно получить по башке:)
Так что же такое BIG MUFF: дисторшн или фузз?
Чисто технически и исторически фуззами называют транзисторные примочки с так называемым естественным перегрузом и глубокой ОС. Само понятие fuzz должно напоминать звучание ранних перегрузов, когда перегружали в хламину усилители, пульты и дербанили динамики для получения "сломанного" звука. А в дисторшенах обычно используются диоды для ограничения сигнала. Так что это больше все таки дисторшн. Но из-за огромного запаса запирающегося перегруза без фильтрации нижних частот, звучание напоминает именно фуз. Но сильно сглаженный и мягкий.
У меня уже много лет есть BIG MUFF в большом корпусе.
Правда я немного его проапгрейдил заменой кондеров на Epcos и добавлением ручки середины, которая позволяет как раз убрать тот самый провал середины в средних положениях Tone. Если интересно как-нибудь сделаю на него обзор. От себя хочу сказать что примочка крайне на любителя. С современными датчиками получается что-то вроде этого:
Это я когда-то писал интро для концерта. Кажется, тут был ESP Horizon Custom или с Seymour Duncan Blackout или с Dimarzio DactivatorX. То есть это тотально фузовый грузный звук. В такой конфигурации это подойдет для дроуна, сладжа и тп. Если хотите повтрить звук Гилмора или Сантаны, то либо синглы либо пафообразные хамбакеры.
На этом все, друзья, пишите комментарии, подписывайтесь и да прибудут с вами мафы). Удачи!
Спасибо сайту https://www.electrosmash.com/big-muff-pi-analysis за красивые картинки:)