Найти тему
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ

Особенности опалубочных и бетонных работ при устройстве монолитных колонн.

В современном строительстве здания с несущим монолитным каркасом получили широкое распространение. Это наиболее прочный, надежный и при этом не дорогой вариант. Возведение таких зданий производится поэтапно, отдельными конструкциями. Основными конструкциями монолитного каркаса являются фундаменты, стены, колонны, пилоны, диафрагмы жесткости, ригельные балки, плиты перекрытия, лестничные марши.

Сегодня поговорим об особенностях при проектировании и возведении монолитных колонн. Колонна – это наиболее простая, но при этом наиболее ответственная конструкция, на которую приходятся основные нагрузки. Поэтому, ошибки при проектировании и возведении колонн могут критически сказаться на прочности всего здания.

Чаще всего, в строительстве встречаются вертикальные колонны квадратного, прямоугольного и круглого сечений. Колонны сложной геометрической формы встречаются редко, и опалубка под них изготавливается по спецзаказу. Опалубка колонн прямоугольного и квадратного сечения состоит из универсальных опалубочных щитов, торцевых тяжей для крепления щитов друг к другу, двухуровневых подкосов для фиксации колонн и установки колонн в вертикальное положение, инвентарных кронштейнов с подмостями и ограждениями.

Рис. 1. Общий вид опалубки колонн квадратного и прямоугольного сечения.

Сборка и бетонирование конструкций производится в следующей последовательности. Сначала производится установка щитов в проектное положение, их крепление между собой торцевыми тяжами, установка подкосов и фиксация опалубки в вертикальном положении, установка трапов и ограждений. Далее производится приемка бетона. Сразу после бетонирования конструкции необходимо повторно проверить вертикальность колонны. В случае если при бетонировании колонна отклонилась от вертикального положения, ее снова необходимо выставить при помощи подкосов. Далее конструкция выдерживается в опалубке. Время выдерживания в опалубке зависит от погодных условий и набора прочности бетоном. В зимнее время необходимо использовать электропрогрев бетона в течении 72 часов. Демонтаж опалубки допускается только после завершения электропрогрева. В летнее время желательно выдерживать конструкцию в опалубке не менее 2 суток. После демонтажа опалубки, покрытие щитов очищается от наплывов бетона, и они готовы к повторному использованию. При многократном использовании опалубки, необходимо периодически проверять состояние покрытия из ламинированной фанеры, а также геометрию щитов. Рабочая поверхность щита должна быть плоской, проверяется правилом.

Щитовая опалубка изготавливается из стального, либо алюминиевого профиля. У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. Стальная опалубка более прочная и долговечная, лучше сохраняет геометрию, но весит гораздо больше алюминиевой. Сборка, разборка и перестановка таких щитов невозможна без использования крана. Алюминиевые щиты гораздо легче, опалубку колонн из них можно собирать и переставлять вручную. При этом у нее гораздо ниже прочность и долговечность.

Опалубка колонн круглого сечения состоит из двух сегментов трубы необходимого диаметра от 400 до 1200мм. Сегменты собираются между собой через торцевые фланцы на болтах. В комплект также входят подкосы и инвентарные кронштейны для установки подмостей и ограждений.

-2

Рис. 2. Опалубка колонн круглого сечения. Общий вид.

Процесс сборки, бетонирования конструкций и разборки опалубки точно такой же, как и для колонн прямоугольного сечения. Однако существует одна особенность, которую нужно знать. Опалубка круглых колонн делается из металлической трубы. В зимнее время такая опалубка быстро промерзает, поэтому ее необходимо дополнительно утеплять, чтобы не допустить заморозки бетона.