Таможня.
Решил что эту часть надо вынести в отдельный пост так как есть часть людей которых интересует чисто технические вопросы. Что почем? как растаможить? что надо и что не надо. Вот тут раскатаю свой субъективный опыт
Так как ветер был правильный и мы добавили мотором пару узлов то вместо 16 часов от пограничного острова до Кронштадта мы долетели за 12. Жир.
На момент подхода лодки к пирсу пограничного досмотра на берегу уже стояли две сотрудницы ФСБ. Машут руками, давайте к нам. Мы пытаемся понять куда именно вставать, тыкаем рукой в разные места пирса, нас не понимают. Бетонная высокая стенка оббита узкими полосами деревянных досок. В итоге когда уже причалили нам сказали "Все равно где. Стойте тут, вода сегодня спокойная". Послушай женщину и сделай наоборот. Практически сходу:"Вот зачем вы сейчас пришли?! У нас через 15 минут смена заканчивается!" Ммммм.... давно забытое русское гостеприимство!
Но несомненный плюс в этом был. Барышни задерживаться не собирались. Бегло, но более тщательно, в отличии от финов, досмотрели лодку. Потом я подписал кучу бумаг. Одна из бумажек это что-то вроде уведомления ФСБ о моем предполагаемом районе плавания так как номинально флаг регистрации лодки Шведский. Зато теперь до конца года могу плавать без регистрации так как ФСБ в курсе. Вся процедура заняла минут 20. После этого нас передали в руки заботливому сотруднику таможни - Алексею. И понеслось.... Досмотры лодки, досмотры вещей, куча бумаг, подача декларации и тд. Если я пришел в Питер только с crew list (листом состава команды) то в результате под конец дня у меня была пачка бумаг.
Забавный момент про пограничников. Когда мы вылетали из Питера в Белорусь нам не ставили печати в паспорт. Когда мы выезжали из Белорусии в Литву нам печати так же не поставили. У пограничников были вопросы. Но судя по всему мы не первые.
Про растаможку.
Ввозя товар для постоянного пользования я как гражданин РФ, чтобы поддержать отечественного производителя, должен заплатить налоги. Налоги платятся от стоимости лодки. Стоимость лодки определяется таможней.
С слов сотрудника таможни есть два пути.
Первый, самый затратный и простой. Таможня считает примерную оценочную стоимость. Причем технология подсчета: сотрудница ищет аналогичную лодку в интернете. Главный критерий - самая дорогая. После этого еще и до этой цены докидывает так что бы вдруг государство осталось в минусе. От этой цены считают "выход под обеспечение". Если соглашаешься с этой ценой, ты платишь ее в кассе которая за 60 км от Форт Константин, возвращаешься с квиточком и свободен. Причем платишь наликом. Мне посчитали цену лодки 1 780 000 рублей. Пиздец. Соответственно заплатить я должен 470 000 рублей. Сказать что я слегка был в шоке это как бы ни о чем. Где они за эти деньги нашли такую лодку я не в курсе. Наверное это вот тут объявление. Только тут нюанс что лодка продана была очень давно, с другим курсом евро и уже растаможенной (то есть продавец уже включил в стоимость лодки все свои издержки).
Еще Алексей как то мутно осветил момент (или я прослушал) что я должен заплатить 470к, а потом они пересчитают и разницу мне вернут (либо попросят доплатить). Но один хер у меня таких денег нет.
Соответственно я подписал бумагу что не согласен с оценкой. Дальше начался второй сценарий.
Путь номер два. Через оценку лодки независимой экспертизой. Лодка ставиться на СВХ (склад временного хранения) в Форт Константин (других вариантов нет). Цена стоянки за месяц (а мне сразу рекомендовали платить за месяц) 15к рублей. Еще 5к они берут за оформление бумаг. Это из серии как легально отнять по больше денег.
Далее заявка на привлечение эксперта отправляется сотрудником таможни. После получения заявки у эксперта есть 21 день что бы вынести оценку лодки и дальше по старой схеме через кассу наликом.
Инцидент
Пока стояли у стенки погода действительно была чудесная. Нас нагнал легкий дождик и ветра почти не было. Но волны вызывает не только ветер, но и мудаки на катерах. Стою на палубе, как раз подошел Алексей, и в этот момент пролетает такой очень не умный человек. Лодку набегающей волной начинает колотить об пирс. Я пытаюсь ее отжать от стенки собой. Бьется об дерево рейлингами (ограждениями) кормы, бьется бортом, отрывается кранец. Пиздец.
Алексей только развел руками. Рассказал как как-то у них примерно при таких же обстоятельствах лодку об пирс ушатало гораздо сильнее так как стенка не была даже деревом обшита. При этом пирс принадлежит яхтклубу Форт Константин и находиться в аренде погранцами. Таможня как бы вообще не причем. Концов не найти.
Лодку перешвартовали на внутренний пирс. Долго ругался.
Потом дальше еще куча бумаг, оформлений, поездка с Алексеем на пункт таможни Моби Дик.
Мы прибыли на таможню в 8 утра 12ого мая. Вышли с таможни в 20:00.
Лодку переставили внутрь зоны СВХ. Чтобы туда попасть надо писать ФСБ заявку "на сервисное обслуживание", для того что бы, допустим, воду из лодки откачать. Две двери с магнитными ключами и охрана. С лодки ничего забирать нельзя кроме личных вещей. Забрал старый порванный личный парус на ремонт. Если не в курсе что за парус то читайте первую часть.
После ночного перехода вообще ничего не хотелось. После таможни не хотелось особо и жить. Срыв сроков в перемещении на лодке - много много геморроя. А как приятно было бы сразу до конца мая дойти в Ульяновск.... "Мечтай в одну руку, сри в другую".
В хостеле покушали, бросили вещи, и пошли на встречу с сотрудником Тинькофф для получения сим-карты. Очень оперативно. Позвонили пока ехали из Кронштадта и через два часа уже симка с старым номером на руках.
Пошли по барам. Дальше начинается история про убивание времени в Питере. Но это другая история. Я остался тусить в ожидании эксперта который со слов таможенника Алексея должен приехать из Выборга.
Спустя почти неделю, 18ого мая в 8 утра меня разбудили звонком:"Через час будет эксперт, прибудьте на СВХ" и пофиг что мне ехать только час. Мне кажется такие вещи можно как то заранее согласовывать. Если бы я жил не в центре то я бы совсем опоздал, а так только на сорок минут от назначенного времени. Зато к тому моменту как раз эксперт посмотрел одну лодку и перешел к моей. Сделал 3-4 фотографии и заполнил бумажку. Как оказалось приехал он из Питера. Дядька сразу видно опытный и уже заколебанный такими вот яхтсменами. В целом он на глаз определил нормальную цену лодки. Пообщались. Как то быстрее чем 20 дней результата можно не ждать.
Обменялись контактами с остальными страдальцами. Почти у всех планы после растаможки идти в сторону нашего юга. Может быть получится идти всем вместе. Но это уже другая история...