Найти в Дзене
КиноМария

«История кино в 10 фильмах»

Оглавление

Десять фильмов, изменивших своё десятилетие

Постер к фильму "Матрица"
Постер к фильму "Матрица"

Лекторий «Синхронизация» создал онлайн-проект, в котором в 11 15-минутных сериях показывает развитие кинематографа за 100 лет. Авторы оговариваются, что первые 2 десятилетия как такового кино не существовало. Это были первые пробы съёмок в принципе без создания кинематографических приёмов, которые внесли бы огромный вклад в развитие самого массового и влиятельного вида искусства на следующие десятилетия. Автор проекта называет 10 фильмов, которые изменили своё десятилетие и предвосхитили следующие.

Моя оценка проекту 8/10

1.1920-е «Андалузский пёс» (1929)

Фильм Луиса Бунюэля определил основы монтажа, появились первые монтажные склейки. Авторы черно-белой 17-минутной короткометражки через причудливые сюрреалистические образы выстроили ассоциативный ряд и научили зрителя понимать происходящее через разные кинематографические приемы без речи героев. Интересно, как в последних сериях автор проекта проведёт параллель к фильму Бунюэля и Дали через столетие.

2.1930-е:«Лицо со шрамом» (1932)

В кино вводятся планы-эпизоды - фрагменты фильма, снятые одним дублем без монтажа.

Основные тенденции десятилетия: пропадает динамика действия в кадре, сама камера начинает двигаться, в кино появляется звук. С новыми возможностями возникли и новые трудности: снимать приходилось в павильонах с нарисованными или построенными декорациями, из-за чего затраты на производство фильмов значительно выросли. Чувствовалась некая условность - театральный приём, когда герои переходят из одного помещения в другое, пройдя перегородку. Зритель диктовал свои условия: он не интересовался реальностью. Его устраивала сказка, мелодрамы из жизни аристократов, гангстерское кино. На нищету никто не хотел смотреть - люди в жизни пребывали в Великой депрессии.

3. 1940-е: «Похитители велосипедов» (1948)

На развитие кино огромную роль оказала Вторая Мировая война. Новыми приёмами стало отсутствие действия в кадре. Нам показывают фрагмент фильма, когда все останавливается и герои просто пережидают дождь. Появление длинных пауз в развитии событий связано с документальной военной съёмкой - постановочной хроникой на ручную камеру, которую снимали по команде. Зритель хочет смотреть историю о самом себе - простом человеке. Наконец, создатели фильмов и зрители мечтали выйти на улицы из павильонов и отойти от постановок. Возник запрос на демонстрацию реальности, что привело к появлению жанра итальянского неореализма: начали снимать кино на улице, использовать естественный свети и привлекать непрофессиональных актёров.

4. 1950-е: «Семь самураев» (1954)

После триумфа картины Акиры Куросавы «Расемон» во всем мире возник интерес к японскому кино.

Наступил Золотой век классического вестерна: эпическое кино про протестные и вооружённые конфликты, столкновение героя со сложными ситуациями и противниками, где он должен решать проблемы и противостоять трудностям. Появились деньги снимать масштабное кино, но при этом возникло телевидение, которое называли врагом кинематографа.

Широкий экран должен был заманить зрителя в кинотеатры и отвлечь от маленького домашнего экрана.

5. 1960-е: «Персона» (1966)

Вновь как у кинематографистов, так и у зрителей, возникает запрос на сложный ассоциативный ряд. Режиссёры активно снимают фильмы-притчы, которые визуально передают мысли и состояние героя. Основной возникший приём - это крупный план, ведь ничто не передаёт внутреннее состояние человека лучше, чем лицо!

Последнее десятилетие, когда кинематограф бурно развивался в плане поиска новых монтажных приёмов.

6. 1970-е: «Челюсти» (1975)

Звук - главное в кино. Спилберг использует все виды звука, а герои начинают разговаривать одновременно. Звук создаёт трёхмерность происходящего: погружает в действо, создаёт напряжение, окружает зрителя со всех сторон, пугает, держит неотрывно у экрана в предвкушении чего-то таинственного и неожиданного.

7. 1980-е: «Секс, ложь и видео» (1989)

3 слова, которые характеризуют кинематограф десятилетия. Камерный фильм Стивена Содерберга с несколькими актёрами, в котором нет ярких страстей, масштабных постановок. Причём, и первой части названия абсолютно нет в фильме-только разговоры о сексе. В 80-х сексуальная революция сошла на нет.

Кино больше не способно передавать реальность, оно злое и агрессивное. Эпическое кино пропадает, потому что больше не входит в экран, а предполагает выход фильма на носителе для просмотра дома. На первый план в сюжете выходит маленький человек.

8. 1990-е: «Криминальное чтиво» (1994)

Чем принципиально отличается просмотр кино дома и в кинотеатре? Кнопка «пауза»! Зритель в любой момент может сказать «стоп» и прервать просмотр. Кнопка «перемотка» позволила ускорить скучные и монотонные моменты. Появляется ироническая нотка в действии, сложный монтаж и рваный хронометраж и имитация использования стилей нескольких авторов (приём пастиша).

Эпичное кино становится популярным и представляет собой мозаику постмодернистских цитат.

9. 2000-е: трилогия «Матрица» (1999-2003)

Братья Вачовски поменяли реальность и виртуальный мир местами. А позже вообще стали сёстрами, поменяв пол. При этом, придуманную и поданную на экране реальность они создают с помощью спецэффектов и технологий, а несуществующая реальность снимается самым обычным способом. Они Ввели принципиально новый вид киноязыка: замедленность времени-те самые движения Киану и летящие пули. Все происходящее на экране стало экзотикой!

В основу внешней картинки фильма легла японская анимация, в основу сути - основы буддизма. Фильм далеко не американский, как кажется. В 90-е, когда границы съёмок стёрты окончательно, фильмы можно снимать, где угодно, - возник запрос на нереальность!

10. 2010-е: мультфильм «Головоломка» (2015)

Технологии развились до невидимых высот, возможности компьютерной графики безграничны, можно воскрешаться героев и совмещать отдельно снятых актёров в один кадр. Действие на экране

стало слишком интерактивным. Мультипликации полнометражной до этого практически не существовало, она была дополнением в редких случаях к игровому кино. И тут ее стало выходить слишком много, что номинации в области мультипликации добавили в премии Оскар. Основная тенденция десятилетия: невозможно отличить реального актёра от нарисованного.

Проект рекомендую всем любителям кино в образовательных целях и для расширения кругозора, знакомства с обязательными к просмотру картинами, которые внесли неоценимый вклад в развитие кинематографа. Автор доступным языком рассказывает основы, приводит примеры и объясняет на кадрах из фильмов то, что хочет донести до зрителя. К плюсам проекта также отнесу параллели с другими не менее важными режиссёрами и картинами, которые тоже стоило бы оценить настоящему киноману. Доступен к просмотру на онлайн-платформе Wink.

Какие из перечисленных фильмов смотрели?

***

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропускать другие публикации.

Другие мои публикации на тему истории кино:

#история кино #топ фильмов #топ 10 лучших фильмов #лучшие фильмы #подборка лучших фильмов #подборка фильмов #матрица #черно-белое кино #мультфильмы #квентин тарантино