Найти тему
Город на память

«Город на память». 393. Московский авиационный институт (МАИ)

24 августа 2018 года/

В 1931 году на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе началось строительство учебных корпусов, мастерских и лабораторий Московского авиационного института. За минувшие десятилетия комплекс пополнился многими новыми зданиями, но и старейшие корпуса по-прежнему находятся в эксплуатации. На территории МАИ сохранились и довоенные скульптуры - памятники Владимиру Ленину и Серго Орджоникидзе.

В начале ХХ века были заложены основы теории полета аппаратов тяжелее воздуха, созданы первые успешные образцы самолётов и авиационных двигателей. В России инициатором создания учебных центров для подготовки научных и инженерных кадров для авиации стал основоположник аэрогидродинамики профессор Николай Жуковский, а после его смерти дело продолжил его ученик, учёный и педагог Борис Юрьев.

По инициативе Юрьева в 1925 году на механическом факультете МВТУ было организовано аэромеханическое отделение, спустя пять лет трансформированное в самостоятельное учреждение – Высшее аэромеханическое училище. ВАМУ было организовано в составе трех отделений: самолётостроительного, моторостроительного и воздухоплавания. Поначалу училище размещалось на Ольховской улице в помещениях фабрики «Хлородонт», затем в бывшей гимназии на 5-й Тверской-Ямской.

В 1930 году ВАМУ было переименовано в Московский авиационный институт (МАИ), численность студентов выросла почти вдвое с 450 до 850 человек, занятия проходили в две-три смены. В 1931 году при управлении капитального строительства МАИ были организованы архитектурные бюро, создавшие проекты новых зданий института на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. В 1933 году введён в эксплуатацию главный учебный корпус (ныне корпус № 3), в состав комплекса вскоре вошли технологический и моторный корпуса, аэродинамическая лаборатория и лаборатория авиационных материалов. Инфраструктура городка дополнилась двумя студенческими общежитиями и жилым домом для профессуры.

-2

В пятую годовщину со дня основания МАИ было присвоено имя народного комиссара тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Новая авиационная техника оснащалась различными боевыми установками, навигационным и радиооборудованием и в 1935 году был основан факультет вооружения самолетов. Помимо обучения кадров институт занимался прикладными разработками, в его конструкторских бюро созданы цельносварной самолёт «Сталь — МАИ» и легкомоторный самолет «Октябрёнок» из магниевых сплавов, мощный поршневой двигатель М-250. Тогда же был проведён цикл теоретических и экспериментальных работ по проектированию первых советских вертолетов.

Смотрите старые фотографии: Монтаж самолёта «Сталь — МАИ». 1933-1934 гг.:

1933—1934 МАИ 1930х годов. Монтаж самолета "Сталь-МАИ"

Смотрите старые фотографии: Самолёт «Октябрёнок». 1940 год:

1940 Самолёт "Октябрёнок" в МАИ

Смотрите старые фотографии: Монтаж аэродинамической трубы. 1935-1940 гг.:

1935—1940 МАИ 1930х годов. Монтаж аэродинамической трубы

В первые дни Великой Отечественной войны студенты и преподаватели записывались добровольцами на фронт и вскоре защищали столицу в составе 18-й дивизии народного ополчения Ленинградского района. В октябре 1941 года всё оборудование кафедр, лабораторий, учебных кабинетов и производственных подразделений в короткие сроки было эвакуировано в Среднюю Азию и уже через месяц в Алма-Ате возобновилась подготовка авиационных инженеров. Заслуги коллектива МАИ были отмечены высокой правительственной наградой — орденом Ленина. Кроме того, 119 преподавателей, сотрудников и студентов института были награждены орденами и медалями.

-3

После войны в МАИ появились новые факультеты, кафедры и специальности по вертолётостроению, проектированию и конструированию ракет различных типов, по системам управления летательными аппаратами, теории автоматического управления, вычислительной технике, новым типам конструкционных материалов. Со временем институту стало тесно в старых корпусах и за период с 1973 по 1980 год были построены лабораторный корпус для самолетостроительного факультета, многоэтажное общежитие для студентов и аспирантов, Дворец культуры, жилой дом для преподавателей, новая столовая. В 1979 году начато строительство нового учебного корпуса (корпус № 24).

В 1980 году за большой вклад в дело подготовки специалистов вуз был награжден орденом Октябрьской Революции. За первые полвека МАИ выпустил около 80 тысяч авиаинженеров. Среди выпускников института к тому времени было более 20 генеральных и главных конструкторов, 182 лауреата Государственных премий, десять космонавтов СССР. В стенах МАИ создали более 200 летательных аппаратов: это самолёты, дирижабли, планеры, дельтапланы, дистанционно управляемые и космические аппараты.

Современный МАИ — единственный университет в России, осуществляющий подготовку кадров по всему жизненному циклу изделий авиационной, ракетной и космической техники от системного проектирования до реализации отдельных высокотехнологичных производств. По результатам проведённого Минобрнауки России мониторинга, МАИ входит в ТОП-10 московских вузов инженерно-технической направленности по доле трудоустройства и по уровню заработной платы выпускников.

-4

Ритуальная площадь и Третий корпус – старейший корпус института (1933)

Смотрите старые фотографии: Третий корпус. 1950-1951 гг.:

МАИ в начале 1950-х. Учебно-административный корпус с крыши моторного.

-5

Памятник Ленину

Смотрите старые фотографии: 1941 год:

1941 У Московского Авиационного Института

У входа в третий корпус слева был установлен памятник Ленину, справа – Сталину, а скульптура Орджоникидзе стояла на площади лицом к зданию. После развенчания культа личности вождя сталинское место занял Орджоникидзе.

-6
-7

Памятный знак и трибуна на Ритуальной площади

-8
-9

Бюст Орджоникидзе в вестибюле третьего корпуса и одна из аудиторий

-10

Смотрите старые фотографии: Главный административный корпус. 1958 год:

1958 Главный корпус МАИ

Построен в 1957 году на Ленинградском шоссе, сейчас его фасад полностью скрыт за деревьями.

Смотрите старые фотографии: Первый корпус. Построен в 1934 году. 1950-1952 гг.:

МАИ в начале 1950-х. Корпус самолетостроительного факультета и учебно-производственные мастерские

Смотрите старые фотографии: Второй корпус 1950-1951 гг.:

МАИ в начале 1950-х. Корпуса моторного и самолетостроительного факультетов.

-11

Второй корпус, моторный и самолётостроительный (1934), после пожара 2009 года был перестроен.

-12
-13

Четвертый корпус, лаборатория аэродинамики (1939)

Смотрите старые фотографии: Четвертый корпус. 1935-1940 гг.:

1935—1940 МАИ 1930х годов. Аэродинамическая лаборатория

-14

Парадный вход со стороны Волоколамского шоссе

-15
-16
-17
-18
-19
-20

Шестой корпус (1985)

-21

Седьмой корпус (1965)

-22
-23

На фасадах зданий установлены десятки мемориальных досок в честь выдающихся учёных – педагогов МАИ и их талантливых учеников.

-24

21-й корпус, автотранспортное хозяйство (1936)

-25

24-й корпус (1987)

-26
-27
-28

Для старшеклассников проходят «Дни науки в МАИ» – это возможность побывать на научно-интерактивной выставке с самыми интересными разработками маёвских учёных, узнать не только об истории и традициях института, но и о перспективных технологиях будущего. Свои двери открывают ведущие факультеты: «Авиастроение», «Двигателестроение», «Бортовая электроника и техническая кибернетика», «Радиоэлектроника и системы связи», «Управленческо-экономические и лингвистическое», «Ракетно-космические системы», «Робототехнические системы и комплексы вооружения ЛА», «Математика и информатика», «Материалы и современные технологии». Жизнь в МАИ всегда кипит. Спорт, творчество, конкурсы, семинары, тренинги — университет старается дать своим воспитанникам максимально широкие и разносторонние знания.

-29

«Сохраняя многолетние традиции, накопленные за годы существования университета, и развивая новейшие тренды в области образования, науки и инноваций, МАИ обеспечивает прочную базу для формирования кадрового потенциала страны — настоящих лидеров, обладающих технологическими, организационными и бизнес-компетенциями. Добро пожаловать в МАИ!» – говорит ректор Михаил Погосян.

-30
-31
-32
-33

На месте стадиона в начале 1976 году возведён Дворец культуры и техники.

Смотрите старые фотографии: МАИ. Спортзал «Черепаха». 1972 год:

1972 Спортзал МАИ "Черепаха"

Говорят, что это бывшая котельная, перестроенная под спортивный зал.

Смотрите старые фотографии: Стадион МАИ. 1946-1949 гг.:

1957 Стадион МАИ

На месте стадиона в начале 1976 году возведён Дворец культуры и техники.

Смотрите старые фотографии: Дворец культуры МАИ. 1986 год:

ДК МАИ

-34

Залы, фойе, кафе и лестничные марши Дворца культуры и техники.

-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44

Рок-музыкант Валерий Кипелов в кафе перед концертом группы «Ария»

-45

Театр «Сатирикон» арендовал зал на время ремонта своего театрального здания в Марьиной роще. Пластический спектакль НЕБАЛЕТ.

-46

Дубосековская улица, 9 – Первый корпус общежитий МАИ (1931) «Космос»

-47
-48
-49

Дубосековская улица, 11 – жилой дом для преподавателей (1954)

-50
-51

Дубосековская улица, 13 – Второй корпус общежитий (1931) «Икар»

-52
-53

Улица Константина Царёва, 16 – Комбинат питания «Столовая МАИ», неофициальное название «Ледокол» (1980)

-54

Через студенческий городок проходит Факультетский переулок, здесь сохранилось административное здание 1953 года постройки, сейчас оно относится к учебно-производственному предприятию № 7 Всероссийского общества слепых.

-55

Смотрите старые фотографии: Волоколамское шоссе, 8. 1978 год:

1978 Волоколамское шоссе

Хотелось бы показать ещё одно примечательное здание – жилой дом 1955 года постройки с оригинальной лепниной на фасаде. В его подвалах размещается туристический и альпклуб МАИ.

-56

Фотографии: Евгений Чесноков

-57

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #архитектура #история #маи #вуз #образование #институт