Найти тему

Тыловая Тюмень для великой Победы (продолжение)

Архивные фото "Тыловая Тюмень"
Архивные фото "Тыловая Тюмень"

Я продолжаю цикл статей о тыловой Тюмени в годы Великой Отечественной войны.

В начале зимы 1941 г. в Тюмень эвакуировали три завода, занимавшихся производством мотоциклов: Таганрогский и Серпуховский мотоциклетные, Московский завод мотоциклетных моторов. Расположились они со своим оборудованием на территории пивоваренного завода на ул. Ворошилова. Объединенный мотоциклетный завод получил в Тюмени №65 и должен был производить для фронта мотоциклы М-72 и детали к взрывателям. В 1942 г. завод № 65 выпустил 187 мотоциклов АМ-600 и 4 машины М-72, в 1943 г. - 427 мотоциклов и большое количество комплектов запасных частей к ним.

Осенью 1941 г. из Москвы в Тюмень эвакуировали завод автотракторного электрооборудования № 2 (АТЭ-2), который расположился в здании уже не работавшей мельницы Е. Д. Гусевой на ул. Холодильной, где потом была сетевязальная фабрика, о которой я раньше рассказывала.

В Тюмени к АТЭ-2 присоединили родственные эвакуированные предприятия Калужский завод мотоэлектрооборудования, два завода из Ленинграда — электротехнический и карбюраторный. Объединенный тюменский завод выпускал электрооборудование для военной авиационной и наземной техники: танков, автомобилей, тракторов, мотоциклов.

Одним из первых еще в октябре 1941 г. в Тюмень прибыл из Киева завод «Цепи Галля» выпускавший вполне мирную продукцию — ролико-втулочные цепи вроде велосипедных для зерноуборочных комбайнов. В Тюмени его разместили на ул. Береговой в Заречье. В цехах завода изготовляли разнообразную продукцию для фронта: пистолеты-пулеметы ППШ, военные знаки различия, ложки, лыжи, телефонные катушки, а также втулочные цепи для комбайнов — хлеб нужно было растить и убирать.

В середине ноября из Москвы прибыли рабочие и оборудование химико-фармацевтического завода им. Л. Я. Карпова, в Тюмени он получил № 39. Химфармзавод разместили на левом берегу Туры напротив монастыря, на площадке небольшой артели «Победа».

Для завода нужны были не только чистые, теплые помещения, но и водопровод, канализация, паровые установки. В условиях суровой зимы 1941 г. рабочие вручную копали канавы, укладывали трубы. И это все в военное время, нельзя так говорить, но сейчас так не строят, энтузиазм не тот. Для производства пара заводу выделили паровой котел со старого парохода весом 15 т. Чтобы доставить его от пристани до завода — пришлось нарастить на реке Туре толщину льда и сделать специальные сани, которые тащили 2 километра по льду на лошадях, ну разве это не подвиг?

В октябре 1941 г. в Тюмени создали завод № 636 из двух химических предприятия Московского № 94 и Днепродзержинского (Украина) завода авиационных лаков. Их разместили на ул. Первомайской в помещениях спиртоводочного завода. Небольшой завод выполнял военные заказы — производил клеящие материалы для выработки фанеры, авиационных пропеллеров и другой продукции. Что интересно, вместе с оборудованием завода днепродзержинские рабочие привезли в эвакуацию и памятник В. И. Ленину, один из первых поставленных еще в 20-е гг. «Вождю мирового пролетариата» на Украине. До начала 90-х гг. он стоял на ул. Первомайской неподалеку от заводской проходной. Везли оборудование и... памятник Ленину украинцы, ничего не удивляет вас?

Работали на победу и коренные тюменские заводы и фабрики. Фанерокомбинат был срочно переоборудован для выпуска авиационной фанеры, дельта-древесины и другой продукции, необходимой фронту: ящиков для упаковки мин и снарядов, лыжных установок для артиллерии, спичек, фанерных емкостей для жидкостей. Предприятие получило название «Тюменский авиафанерный комбинат № 15».

Интересные факты — на нем помимо местных тружеников работало 500 выписанных из госпиталей Тюмени красноармейцев, около 600 военнопленных немцев, венгров, румын, итальянцев, находившихся в лагере № 93 НКВД при комбинате. Об этом я даже никогда не знала.

Продолжение будет, интересного еще много, читайте, знакомьтесь с моим славным городом.