"Тайны Дамблдора" дались мне очень непросто. Я и прежде считал "Фантастических тварей" мертворожденным ребенком, "проклятым дитя", если хотите, но к третьей части история Саламандеров, Гриндевальда и Дамблдора скатилась в полный мрак. Мне сложно даже зацепиться за что-то в новой картине – она рыхлая, несвязная, блеклая и слишком увлеченная политикой вместо того, чтобы развлекать. Наверное, некоторое время спустя я все-таки сподоблюсь на какой-то текст по ее итогам, но сейчас готов отметить только одно. Точнее, одного – Мадса Миккельсена. Ему досталась непростая ноша, но он смог не просто заменить Джонни Деппа, а сделать Гриндевальда ярче и страшнее. Такое преображение актер вносит не в первый раз. Он и прежде менял классических злодеев, а вместе с этим улучшал другие франшизы. Вот этот феномен я и хотел бы отметить в сегодняшнем тексте.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Если замена Деппа на Миккельсена в "Фантастических тварях 3" всё еще на слуху, то о двух других ярких примерах вы, возможно, уже подзабыли. Я напомню. В 2013 году датский актер примерил на себя роль культового серийного убийцы в сериале "Ганнибал", где сыграл доктора Лектера, прежде воплощенного на экране Энтони Хопкинсом, Брайаном Коксом и Гаспаром Ульеллем. А еще чуть раньше, в 2006-м Миккельсон выступил основным противником обновленного Джеймса Бонда в первом фильме франшизы с участием Дэниела Крейга "Казино Рояль". Во всех трех проектах Мадс не просто отбыл номер, он изменил само представление публики о своем персонаже. Как ему это удается?
Прежде всего, давайте подумаем, а на чем в принципе строится успех Мадса Миккельсена в Голливуде. Понятно, что свои первые и наиболее важные актерские шаги датчанин сделал на родине – до дебюта в американском кинематографе Миккельсен не просто стал звездой Копенгагена и окрестностей, его заметили в Европе и отметили на нескольких масштабных фестивалях. Как многие неанглоязычные актеры, Мадс в Голливуде стал получать роли злодеев – его акцент, нордические черты лица, метод погружения в образ оказались идеальным контрастом для рафинированных положительных персонажей с типичной звездной внешностью.
Так Миккельсен стал Кецилием в "Докторе Стрэндже", Рошфором в "Трех мушкетерах", Драко в "Гневе титанов" и Черным Кайзером в "Полярном" – актер заявил, что ему нравится играть отрицательных персонажей, потому что его злодеи не считают себя плохими парнями, они геройствуют. И это якобы позволяет артисту делать их понятными и даже в чем-то симпатичными. Кроме того, Мадс имеет отличную спортивную подготовку и в свое время профессионально занимался танцами. Этот актер сочетает себе грацию и грубость, интеллект и напористость, суровую красоту и природную опасность – идеальные слагаемые для злодеев нового типа, способных на многое ради достижения своих целей.
Но вернемся к трем главным злодейским ролям Миккельсена. Во многом, именно участие датского актера в "Казино Рояль" сделало эту картину самым популярным фильмом о Джеймсе Бонде. Для антагонистов Агента 007 обязательны такие качества как расчетливость, хладнокровие, собранность и некоторая щеголеватость. Миккельсен не просто выкручивает их все на максимум, он демонстрирует в кадре впечатляющее внутреннее напряжение – его Ле Шиффр за респектабельной внешностью таит безумие, способное погрузить в такие мрачные глубины, что страшно станет всем. Из этого и выросла та знаменитая сцена с пыткой, собственно, и показавшая, что Бонд действительно изменился, а с ним изменились и его противники. Столь отчаянный злодей затмил всех предыдущих негодяев Бондианы и задал высочайшую планку для последователей.
В "Ганнибале" Мадс Миккельсен и автор сериала Брайан Фуллер предлагают публике столь разительно отличающегося от привычного образа доктора Лектера, что принять злодея-каннибала получается не сразу. Однако, как только вы отключитесь от шаблонов, заданных сэром Энтони Хопкинсом, как только вольетесь в кошки-мышки Ганнибала и агента Грэма, как только почувствует вкус блюд, которые готовит убийца-франт, вы полюбите шоу. Полюбите так, что не сможете отпустить до последней серии. Обновленный Лектер располагает к себе, он выглядит располагающим, симпатичным, полезным полиции. В то же время, жестокие преступления, совершаемые доктором, ловко ускользающим от следствия, по-настоящему ужасают, а догонялки приобретают зубодробительное напряжение. Ганнибал Лектер Миккельсена не выходил на большом экране, но это большая роль, меняющая большую франшизу.
Наконец, снова вспоминаем спорное решение заменить Джонни Деппа, сыгравшего Геллерта Гриндевальда в двух первых фильмах серии "Фантастические твари". Миккельсен заявил, что в его задачи не входило стремление "переиграть" предшественника, наоборот, ему предстояло проложить мостик от того образа, что уже выстроил Джонни, к тесной связи злого волшебника с его старинным другом. "Тайны Дамблдора" и впрямь требовали нового Гриндевальда, и Миккельсен его дал – порочного и властолюбивого, готового на подлог и предательство, жаждущего поклонения себе и следующего самым темным инстинктам. Многие считают, что датчанину удалось превзойти Деппа, а особая искра в глазах придала правдоподобности отношениям Гиллерта и Альбуса.
Какое-то резюме этому размышлению не нужно. На мой взгляд, вполне очевидно, что перед нами актер большого таланта и смелости, не пасующий перед вызовом противостоять великим звездным предшественникам. Можно только радоваться тому, что на наших глазах столь самобытный артист достигает вершин своего мастерства и пика своей карьеры. Впереди, впрочем, у Мадса достаточно интересных проектов – он, например, принимает участие в "Индиане Джонсе 5" – так что нас ждет наслаждение новыми его работами совсем скоро. И я уверен, что это будут хорошие фильмы. У Мадса Миккельсена чутье на такое. А где чутье его подводит, там он вытаскивает безнадежный провал на себе.
А про "Тайны" я все-таки что-нибудь еще напишу – как минимум, там стоит порассуждать, имеет ли смысл вкладываться в четвертый фильм или историю стоит чуть "приземлить". Но это не завтра и не послезавтра – у меня уже очередь скопилась из других интересных тем. И все они непременно окажутся на страницах канала Киноведа в штатском – не забывайте заглядывать, будет интересно. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, крепче держите Нюхля, и...
Увидимся в кино!
#кино #фантастические твари #мадс миккельсен #казино рояль #ганнибал