Найти тему
МХТ имени А.П. Чехова

Владимир Грибков. Не просто комик

Сегодня, 15 мая, 120 лет со дня рождения заслуженного артиста РСФСР Владимира Грибкова (1902 – 1960). Читатели соцсетей МХТ имени Чехова не раз просили нас написать именно про него. С удовольствием выполняем эту просьбу.

Владимир Грибков
Владимир Грибков

Так называемое «второе поколение» артистов Художественного театра, пришедшее во МХАТ в первой половине 1920-х годов, было необычайно сильным. В нем оказалось столько ярких личностей, что артисты не менее одаренные, но, возможно, не столь харизматичные или удачливые, иногда не получали достаточное количество ролей, соизмеримых с их талантом. Среди этих актеров, оставшихся как бы немного в тени, – Владимир Васильевич Грибков.

«В том, что Грибков талантлив, не было сомнения с первого его появления в труппе МХАТ», – так начинает свою статью о нем легендарный мхатовский завлит и театральный критик Павел Марков. Это «первое появление» произошло в 1926 году – Грибков к тому моменту как раз вернулся из армии. Уроженец Воронежа, сын повара и портнихи, актерскому делу он начал учиться еще на родине – в Воронежских высших театральных мастерских. В 1923 году был из Воронежа откомандирован в ГИТИС, откуда перешел в школу МХАТа. Потом его забрали в армию, а когда вернулся – приняли во мхатовскую труппу.

Его первые роли в Художественном театре были совсем крошечными. Но их заметили. «Небольшого роста, с чрезвычайно подвижным лицом и с лукавыми глазами, с несомненным и безошибочным чувством юмора, он с большой удачей был использован в МХАТ преимущественно в комическом плане. Любой эпизод, который поручался молодому актеру, бывал обеспечен превосходным, типичным исполнением», – писал Павел Марков. В 1927 году в спектакле «Бронепоезд 14-69» Грибков играл Мужичонку с подвязанной щекой. Всего несколько реплик, на таких живых, пытливых, органичных, что его щуплый мужичок запоминался надолго. В «Свадьбе Фигаро» он был очаровательным пастухом, в «Квадратуре круга» – неустроенным в жизни, целиком погруженным в учебу очкариком-комсомольцем Абрамом, в «Нашей молодости» – отталкивающим бандитом Майбой, в спектакле «Егор Булычов и другие» – трубачом, простоватым плутом, который приходит «лечить» главного героя.

Снова процитируем Маркова:

«Постепенно в Грибкове обнаружилось нечто свое, только ему свойственное, глубоко личное. В юморе Грибкова все сильнее и сильнее пробивалась человеческая струя — и очень трогательная. Чем дальше развивался его талант, чем увереннее овладевал он актерской техникой и становился мастером — тем более преобладала в нем именно эта черта. Грибков обладал актерской зоркостью, все смелее проникал сквозь неприхотливую, скромную, порой даже как будто несуразную внешность в истинные человеческие чувства. Все более сложное и парадоксальное сочетание смелой характерности и пафоса отмечало создания Грибкова, вызывая особое ощущение остроты, трогательности и юмора».

Владимир Грибков – Пиквик. «Пиквикский клуб», 1934
Владимир Грибков – Пиквик. «Пиквикский клуб», 1934

Это «особое ощущение остроты, трогательности и юмора» вылилось в 1934 году в роль мистера Пиквика. Актер МХАТа Виктор Станицын решил дебютировать в режиссуре, взяв для своей первой постановки «Пиквикский клуб» Диккенса. На главную роль – мистера Пиквика – планировались Тарханов или Яншин, но Станицын неожиданно разрешил попробовать свои силы Грибкову, сказав: «Ходи на репетиции, авось под шумок сыграешь».

Грибов сыграл Пиквика замечательно. Важной чертой его героя была абсолютная простодушная серьезность, почти чопорная степенная сосредоточенность, которая только подчеркивала комизм ситуаций, в которые он попадал.

«Пиквикский клуб» шел во МХАТе много лет с огромным успехом. После войны появилась традиция ставить этот спектакль на вечер 31 декабря. В театре специально затягивали окончание спектакля, чтобы публика вместе с артистами услышала по радиотрансляции бой кремлевских курантов, а затем и «живое» поздравление от театра. Получался настоящий праздник!

Анатолий Кторов – Сэм Уэллер и Владимир Грибков – Пиквик. «Пиквикский клуб», 1934
Анатолий Кторов – Сэм Уэллер и Владимир Грибков – Пиквик. «Пиквикский клуб», 1934

Заметной ролью Грибкова 1930-х годов был и Бублик в «Платоне Кречете» – пожилой провинциальный доктор, чудаковатый и насмешливый. Очевидно, что Бублик был из дореволюционных земских врачей, впрочем, уже советизированных. Про игру Грибкова писали, что он в этой роли напоминает Артема, замечательного артиста «старого» Художественного театра.

В роли Бублика, «Платон Кречет», 1936
В роли Бублика, «Платон Кречет», 1936

У Владимира Грибкова была мечта – сыграть российского императора Павла I. Его увлекал этот исторический персонаж, волновала его трагическая судьба. В 1935 году Всеволод Иванов написал пьесу о Павле I «Двенадцать молодцов из табакерки». Этот яркий текст, написанный в полулубочном стиле, начал репетировать Борис Ливанов. Грибков очень надеялся на эту роль, хотел писать об этом Вл. И. Немировичу-Данченко, но никак не мог решиться. Пьеса Иванова во МХАТе в итоге не была поставлена.

Владимир Васильевич Грибков был непростым человеком. Впрочем, бывают ли простыми люди искусства, особенно по-настоящему одаренные? «Не легкий человек – никак. Почти всегда – тяжело с ним», – писал в дневнике его коллега по МХАТу актер Иван Кудрявцев, дружески относившийся к Грибкову. Когда в 1936 году после четырех лет мучительных репетиций в Художественном театре наконец состоялась премьера спектакля «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош», Грибков выступил во мхатовской газете «Горьковец» со словами о том, что такая пьеса театру не нужна и что МХАТ тут проявил «репертуарную безответственность». Он был не единственным артистом, так отозвавшимся о премьере – вторым стал Михаил Яншин, игравший в «Мольере» Бутона, чьи слова напечатала газета «Советское искусство» (Яншин переживал по этому поводу всю оставшуюся жизнь, утверждая, что отрицательный отзыв на «Мольера» ему приписали газетчики). Этот эпизод настолько поразил Немировича-Данченко, что тот думал устроить собрание с обсуждением вопросов внутритеатральной этики, но ему отсоветовали это делать. Как известно, спектакль «Мольер» был снят с репертуара после семи представлений.

Владимир Грибков в фильме «Антоша Рыбкин», 1942
Владимир Грибков в фильме «Антоша Рыбкин», 1942

В 1938 году Грибков ушел из МХАТа, возглавив Областной московский театр имени Маяковского. Снимался в кино – в фильмах «Воздушный извозчик», «Антоша Рыбкин», «Актриса», «Волшебное зерно», «Первая перчатка» и других, много читал с эстрады. Уже в 1950-е годы Владимир Васильевич начал озвучивать мультфильмы. Мы все их знаем – его голосом говорят Оле-Лукойе в «Снежной королеве», Черт в «Ночи перед Рождеством», он читает авторский текст в «Сказке о рыбаке и рыбке» и «Каштанке».

В 1944 году Владимир Грибков вернулся во МХАТ, где проработал до конца жизни.

В роли Смердякова в спектакле «Братья Карамазовы», 1960
В роли Смердякова в спектакле «Братья Карамазовы», 1960

Его лучшей ролью этого периода жизни – а может быть, и вообще самой значительной ролью в Художественном театре – стал Смердяков в спектакле «Братья Карамазовы».

Вот что пишет об этом образе Павел Марков (который, кстати, был сорежиссером Бориса Ливанова на «Братьях Карамазовых»):

«В Смердякове уже не было в помине ласковости ранних ролей Грибкова. В этой роли у него появилась прежде незнакомая жестокость. Уже первое появление Смердякова, когда он стоял, опершись о притолоку с лакейски независимым видом, настораживало зрителя. Он ухватил не только смердяковский облик, а самую суть смердяковщины... Этот Смердяков был до конца реален, конкретен, и в то же время мы понимали, что перед нами огромное отрицательного значения философское и социальное явление. От него нельзя было отвести глаз. Свой софизм о предательстве он произносил с худо скрываемым торжественным высокомерием. Он явно презирал не только Григория, но и Федора Павловича. Ритм его был медлителен и степенен, жест закончен и кокетлив. Он так следил за Иваном, так нарочито медлительно протягивал упавшую салфетку, что зрителю становились ясными незримые узы, их соединяющие, и то мучительное состояние, которое всякий раз испытывал Иван, сталкиваясь с ищущим и доверительно испытующим взглядом этого небольшого франтоватого человека с недоброй усмешкой на устах. Он всматривался в черты поверженного Дмитрием Федора Павловича, как будто проверяя себя, и мерцающее пламя свечи освещало его бледное лицо с внимательными и равнодушно-зоркими глазами. Трудно представить, чтобы в два коротких явления было можно вложить такой значительный смысл».

В роли Смердякова в спектакле «Братья Карамазовы» с Борисом Смирновым – Иваном
В роли Смердякова в спектакле «Братья Карамазовы» с Борисом Смирновым – Иваном

Зрители, которые видели Смердякова в исполнении Владимира Грибкова, уже не могли забыть эту роль, это была как будто воплощенная пустота – страшная, черная и безнадежная. Спектакль вышел в апреле, а через полгода, в октябре 1960 года Владимир Васильевич Грибков умер. Ему было 58 лет, немного, по нынешним временам. И можно представить себе, сколько значительных, глубоких ролей он еще мог сыграть, и сколько не сыграл.

Фото из фондов Музея МХАТ

#мхт #грибков #актёр #театр #культура

Также будет интересно:

Солнечный удар

Блеск и обаяние «Амадея»

Польская Венера