Найти тему
13,8K подписчиков

Польская Венера

810 прочитали

В жизни актрисы Художественного театра Софьи Пилявской, ослепительной красавицы и польской дворянки, были и катастрофы, и всенародная популярность. Всё это можно почувствовать, посмотрев зрительский хит «Покровские ворота».

Скоро Новый год, а значит, мы снова будем пересматривать наши любимые фильмы. В том числе «Покровские ворота» Михаила Козакова. Какая галерея персонажей! Вспомнить хотя бы Алису Витальевну, тётушку Костика, в исполнении Софьи Пилявской. Софья Станиславовна сыграла эту роль в 71 год, и её узнала вся страна. Впрочем, театралы понимали уже давно: Пилявская – одна из самых блистательных актрис Московского Художественного театра. И одна из красивейших женщин страны.

Алиса Витальевна в "Покровских воротах" прославила Пилявскую на всю страну
Алиса Витальевна в "Покровских воротах" прославила Пилявскую на всю страну

… Она была красива настолько, что муж Пилявской Николай Дорохин, тоже артист Художественного театра, глядя на статую Венеры, говорил: «Моя-то Зося получше будет!» А Вадим Шверубович так вспоминал о молодой Пилявской: «Зимой с Зосей ещё как-то можно было ходить по улицам, но летом просто невозможно».

Театром Пилявская, дочь польского дворянина, вступившего в партию ещё до революции, увлеклась в 13 лет. Обожала МХАТ, мечтала учиться у Зинаиды Соколовой, сестры Станиславского. В 16 попробовала поступить к ней, но та отправила Зосю домой с вердиктом: «Ваш сильный польский акцент неисправим». По вопросам дикции Зосю консультировал сам князь Сергей Волконский, бывший директор императорских театров и мастер сценической речи, и уже через год поражённая результатом Соколова приняла Пилявскую в свою студию. А в 1931 году, после её окончания, Зосю пригласили во МХАТ.

Софья Пилявская, молодая актриса Художественного театра. Фотография 1934 года
Софья Пилявская, молодая актриса Художественного театра. Фотография 1934 года

Времена наступали страшные – семью Пилявских они затронули в полной мере. В 1937-м арестовали её отца, занимавшего должность председателя Спецколлегии Верховного суда СССР. Брата, как члена семьи врага народа, уволили с работы, сводную сестру исключили из комсомола. Софья отправилась в дирекцию МХАТа. «Всё, что я могу для вас сделать – пишите заявление об уходе по собственному желанию» – почти шёпотом посоветовал ей директор театра Боярский. Пилявская написала и стала ждать увольнения. А его не последовало. Как выяснилось, Станиславский порвал заявление, Немирович-Данченко же дал понять, что полностью одобряет этот его поступок.

В роли Александрины в спектакле "Последние дни", 1943 год
В роли Александрины в спектакле "Последние дни", 1943 год

Арест тестя тяжело пережил муж Пилявской Николай Дорохин – именно тогда он перенёс свой первый инфаркт. Не один раз Дорохина вызывали в НКВД, настойчиво склоняя к сотрудничеству. Один из вызовов был во время войны, когда Дорохин, неизменный руководитель фронтовых бригад МХАТа, находился в Москве. Несколько часов прождала Софья Станиславовна мужа у отделения НКВД. Наконец тот вышел, ночью у него случился сердечный приступ. Согласия сотрудничать Дорохин не дал и на этот раз.

Софья Станиславовна очень любила мужа, оберегала его. Николай Дорохин умер от разрыва сердца 31 декабря 1953 года на пороге квартиры Ольги

Книппер-Чеховой, куда они с женой пришли встречать Новый год. Ему было всего 48 лет.

Замуж Пилявская больше не вышла. У неё оставался Художественный театр – отсвет благородной красоты лежал на всех её героинях, даже отрицательных, таких как леди Снируэлл в «Школе злословия» или миссис Чивли в «Идеальном муже». Было преподавание в Школе-студии МХАТ. Была дружба с Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой и сестрой Чехова Марией Павловной.

Во МХАТе времён Олега Ефремова Софье Станиславовне нашлось достойное место. Она играла в «Живом трупе» Анатолия Эфроса, в «Дяде Ване», «Московском хоре», «Варварах», «Горе от ума» самого Олега Николаевича. А в ефремовском спектакле-завещании «Три сестры» выходила в роли няньки Анфисы, своего рода хранительницы дома Прозоровых.

 Софья Станиславовна в последние годы жизни: благородная красота и светлое теплое обаяние
Софья Станиславовна в последние годы жизни: благородная красота и светлое теплое обаяние

Посмотрите повнимательней на тётушку Костика в «Покровских воротах». Особенно в том моменте, когда она говорит племяннику, сидя перед телевизором: «Наши французов играют!» Это о фильме «Убийство на улице Данте», кинодебюте Михаила Козакова, после которого он проснулся знаменитым. Михаил Михайлович придумал для «Покровских ворот» этот сюжет специально, передавая привет своей юности и усиливая ностальгическую ноту фильма. Режиссер однажды обмолвился, что именно эта сцена стала решающей для приглашения на роль Алисы Витальевны Софьи Пилявской. Ведь чтобы произнести фразу про «французов» с мягкой иронией и личной грустью ему была нужна актриса, которая бы помнила и настоящих французов, и ту, дореволюционную разрушенную жизнь, и всё-всё, что было потом.

Только три слова, а в них судьба самой Софьи Станиславовны Пилявской.

#культура #кино #театр #покровские ворота #пилявская #мхт им чехова #мхт #жзл