Найти в Дзене
КруиЗеро

Круиз Самара - Нижний Новгород. Часть 9: теплоход «Космонавт Гагарин»

Сергей Балакин

Теплоход «Космонавт Гагарин» на траверзе Самары, май 2021 г. Фото автора
Теплоход «Космонавт Гагарин» на траверзе Самары, май 2021 г. Фото автора

Круиз по Волге, продолжение. Предыдущая публикация здесь.

Итак, хватит про Самару, пора представить наш лайнер, то есть трёхпалубный круизный теплоход «Космонавт Гагарин». Очень колоритное судно в стиле ретро, причём ретро настоящее, аутентичное. И в этом есть своя прелесть.

«Космонавт Гагарин» у пристани Болгара. Здесь и далее все фото автора
«Космонавт Гагарин» у пристани Болгара. Здесь и далее все фото автора

«Космонавт Гагарин» построен в ГДР в 1958 г. по проекту 588. Всего для СССР в 1954-1962 гг. было заказано 63 таких судна: 49 в ГДР и 14 в Чехословакии (проект 26-37). «Космонавт Гагарин» до 1961 года назывался «Кавказ». Сегодня он интересен тем, что он почти полностью сохранил свой первоначальный облик, как снаружи, так и внутри. Единственное существенное новшество, появившееся в ходе модернизации, – индивидуальные санузлы в пассажирских каютах. Для 1950-х годов суда проекта 588 считались весьма продвинутыми и комфортными, однако и они соответствовали господствовавшей в то время концепции «удобства на этаже».

-3

Первое, что меня поразило, как только я поднялся на борт – деревянная палуба! Не представлял, что таковая была на судах этого проекта. Конечно, палубу сейчас никто не драит, она покрашена, но сам факт её существования удивителен.

-4

Палубный настил, окна, релинги - всё абсолютно аутентично, как в середине прошлого века. Свой изначальный стиль в основном сохранили и интерьеры внутренних помещений.

-5
На средней палубе на переборке – портрет Ю.А.Гагарина
На средней палубе на переборке – портрет Ю.А.Гагарина
А это сам первый космонавт в рубке названного в честь него теплохода. Фото из Музея речного флота в Нижнем Новгороде (пересъёмка автора)
А это сам первый космонавт в рубке названного в честь него теплохода. Фото из Музея речного флота в Нижнем Новгороде (пересъёмка автора)

Ресторан на главной палубе - небольшой, уютный. Обратите внимание на зеркальный подволок.

Ресторан на главной палубе
Ресторан на главной палубе
Ресторан на средней палубе. Большие окна, колонны – шик в стиле 50-х
Ресторан на средней палубе. Большие окна, колонны – шик в стиле 50-х
Латунные буквы «Читальный салон» на дверях вызывают умиление и даже ассоциацию с «Титаником»
Латунные буквы «Читальный салон» на дверях вызывают умиление и даже ассоциацию с «Титаником»

Каюта, которую занимали мы с женой, относилась к категории дешёвых, но она располагалась не поперёк судна, а вдоль, поэтому у неё было аж два окна (почти что люкс!)

-11

На вопрос «А был ли кондиционер?» отвечаю: в некотором роде был. Вот заводная ручка от него.

-12

Ручка вставляется в гнездо под оконной рамой, и методом несложных манипуляций стекло опускается. Примерно как в советских автомобилях эпохи развитого социализма, только заводная ручка тут посолиднее.

-13

Когда стекло опущено, в каюте почти прохладно. Я уже говорил в начале рассказа, что в мае прошлого года на нашем маршруте была аномальная жара – за 30 градусов.

Окна кают главной палубы
Окна кают главной палубы

А вот этот раритет меня просто восхитил. Клёпаная металлическая шлюпка, без двигателя, и деревянное перо руля! Не знаю, откуда взялся сей артефакт, вроде бы в 1958 году таких уже не должно быть, тем более в ГДР. С какого-нибудь старого парохода? Мне кажется, что любой морской музей мира с удовольствием приобрёл бы такой экспонат.

-15
Та же уникальная историческая шлюпка, вид спереди
Та же уникальная историческая шлюпка, вид спереди

Интересно, что раритетная шлюпка лишь одна, она находится по левому борту. По правому – более современное плавсредство, хотя тоже весьма архаичное. Но на нём видны сварные швы, и руль всё-таки металлический.

Спасательная шлюпка правого борта
Спасательная шлюпка правого борта

В общем, плавание на «Космонавте Гагарине» - это своего рода путешествие в прошлое. Кому как, но лично мне этот винтаж понравился. Прям прикосновение к эпохе пассажирских пароходов середины прошлого века.

-18
-19

А вот это красивое фото, что выше, я сделал до круиза, ещё в 2016 году, но тоже на Волге. «Космонавт Гагарин» сохранил свой изначальный «аэродинамический дизайн», вошедший в моду в начале 1950-х годов. На мой субъективный взгляд, теплоходы проекта 588/26-37 - непревзойдённый шедевр корабельной архитектуры. Считаю, что это самые красивые речные суда всех времён и народов!

«Космонавт Гагарин» у причала, май 2021 г.
«Космонавт Гагарин» у причала, май 2021 г.

Все фото автора.

Начало рассказа о круизе здесь.

Продолжение следует